Элективный курс “Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинений ”
предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов.
Цель данного элективного курса заключается в развитии речемыслительного потенциала
каждого выпускника, а с другой стороны, в подготовке его к написанию эссе и сочинениярассуждения. К тем письменным работам, больше других соответствующей контрольным
функциям итогового сочинения и экзамена.
В результате изучения элективного курса «Сочинение как вид творческой работы»
выпускники научатся:
понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию,
содержащуюся в тексте);
определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания,
определять его основную мысль;
выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего
коммуникативного намерения;
выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая
принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.
Планируемые результаты освоения курса:
В результате реализации данного элективного курса учащийся
должен знать:
– способы формулирования проблемы текста;
– виды вступлений и заключений;
- виды комментария;
– основные особенности выпускного сочинения ;
– основы анализа текста;
– способы аргументации в сочинении;
– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
должен уметь:
– логично выстраивать сочинение по тексту;
– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;
– выполнять лингвостилистический анализ текста;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в
содержании сочинения.
2.
Содержание курса
№
Тема занятия
1
2
3
Особенности задания 27 ЕГЭ по русскому языку. Структура, план, признаки текста.
Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения
Особенности написания сочинения-рассуждения.
Проблема. Комментарий. Авторская позиция.
Варианты вступительной части.
Схема основной части сочинения.
Варианты заключительной части.
Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинениирассуждении.
4
5
6
7
8
9
10
11-17
Понимание и интерпретация содержания исходного текста.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Грамматические, речевые и фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и
способы их устранения.
Уроки-практикумы. Написание сочинения-рассуждения.
3.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Вид занятия
Коли
чество
часов
1
Особенности задания 27
ЕГЭ по русскому языку.
Структура, план,
признаки текста.
Требования к
написанию сочинения.
Критерии оценивания
сочинения
Особенности написания
сочинениярассуждения.
Проблема.
Комментарий.
Авторская позиция.
Варианты
вступительной части.
Схема основной части
сочинения.
Варианты
заключительной части.
Структурные
компоненты и
типичные конструкции
предложений в
сочинениирассуждении.
Урок
формирования
новых знаний
1
Урок
формирования
новых знаний
1
Урок
формирования
новых знаний
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
Практикум
1
8
Понимание и
интерпретация
содержания исходного
текста.
Практикум
1
9
Смысловая цельность,
речевая связность и
последовательность
изложения
Грамматические,
речевые и фактические
ошибки в содержании
сочинения-рассуждения
и способы их
Практикум
1
Урок
формирования
новых знаний
1
2
3
4
5
6
7
10
Виды
самостоятельной работы
Написание
вступительной части
Написание основной
части
Написание
заключительной части
Работа с таблицами
речевых моделей
различных структурных
компонентов сочинения.
Упражнения по анализу
и написанию отдельных
частей сочинения.
Анализ композиции
ученического
сочинения.
Редактирование текстов
Дата
проведения
План Факт
1117
устранения.
Уроки-практикумы.
Написание сочинениярассуждения.
Практикум
7
Работа с текстами из
вариантов ЕГЭ разных
лет в соответствии с
критериями оценивания
задания 27 текущего
учебного года.