электив 5 класс

Пояснительная записка
«Единственная настоящая роскошьэто роскошь человеческого общения»
А. Сент-Экзюпери « Маленький принц»
В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной
программы основного общего образования предмету «Русский язык»
принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой
деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание
определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей
личности,
в
процессе
образования
и
самообразования;
использование
коммуникативно-эстетических
возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального
словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и
стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии
языка,
основными
нормами
литературного
языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому
самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую
культуру как общечеловеческую ценность.
Рабочая программа элективного курса
«Моя речь – моё
достоинство» для обучающихся 5 класса составлена на основе ФГОС,
примерной программы по русскому языку, направленного на развитие
речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому
взаимодействию
и
взаимопониманию;
потребности
в
речевом
самоусовершенствовании.
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его
интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается,
воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно
быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя
все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче
мысли.

Сочетание курса по русскому языку и курса по выбору «Моя речь – моё
достоинство» даёт возможность максимально успешно сформировать
функционально-грамотную личность. Реализация программы данного курса
способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения,
обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного
языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык»,
развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений,
активизации навыков ораторского искусства.
Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и
инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому
языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся;
идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые
складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к
активной деятельности и непрерывному образованию в современном
обществе.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных
между собой задач:
1. познакомить с основными понятиями культуры речи;
2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;
3. пробудить потребности у обучающихся к
выразительной устной и письменной речи;

формированию яркой и

4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних
интересов, культуры мышления;
5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.
6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на 34 часа: 1 ч в неделю.
Планируемые результаты изучения курса:
В результате изучения данного курса обучающийся должен
иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
знать:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог,
устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом
особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства
лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство).
Планируемые результаты - личностные: развитие любви и уважения к
Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в
формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития
творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной
деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления сознательного выбора в познавательной
деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;

Предметные: знать/ понимать/ уметь
· владеть качествами хорошей речи (точность,
выразительность, уместность, богатство);

логичность,

чистота,

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах
общения;
· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить
грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
· работать над расширением словарного запаса;
· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике,
создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды
языковых норм.

Содержание курса

Культура речи (5 часов)
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Речевой
этикет как правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи.
Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».
Азбука важных и вежливых слов. Наш язык богат и могуч. Великие люди о
языке.
«В начале было слово…» (13 часов)
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёкгорбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века.
Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры.
Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в
рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка.
Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые
слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов,
крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы.
Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика
как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем
могут рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с
этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы
определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же,
да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно
употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов.
Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка
(синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема,
основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на
расстоянии? Напиши письмо Другу.
Качества хорошей речи (7 часов)
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного
литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные

речевые правила общения посредством телефона. Основные правила
письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета.
Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при
общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое
занятие.

Тематическое планирование
Основные
деятельности

№ Тема

виды

Колво
Дата
часов

Культура речи
1

Вводное занятие. Русский язык –
Лекционное занятие.
наше национальное богатство.

2

Речевой этикет как правила Подготовка
сообщений,
речевого общения. Особенности практические задания по 1
разговорного стиля речи.
культуре речи.

3

Правила речевого этикета. Как мы Индивидуальная
и
обращаемся друг к другу. «Ты и групповая работа: правила 1
Вы».
поведения во время беседы

4

Азбука важных и вежливых слов. Сбор материала и анализ.

1

5

Наш язык богат и могуч. Великие
Сбор материала и анализ.
люди о языке.

1

1

«В начале было слово…»

6

О чём рассказывает устное Просмотр сказки.
народное творчество? Сказка П.П.
и1
Ершова
«Конёк-горбунок»
- Индивидуальная
поисковая
литературный памятник живому групповая
работа.
русскому языку XIX века.

7

Историзмы,
неологизмы.

8

Литературный язык и местные
Заочное путешествие.
говоры.

9

Сбор
материала
по
Лексические диалектные различия
тематическим
группам 1
и их типы.
лексики.

архаизмы,

Сбор материала и анализ.

1

1

Анализ диалектной лексики в
10 рассказе С.М.Мишнева «Русская Работа с тестом.
изба».

1

Индивидуальная поисковая
Фразеологическое богатство языка.
11
работа.
Практическое 1
Фразеологические словари.
занятие.
Индивидуальная поисковая
Краткие
мудрые
изречения.
12
работа.
Практическое 1
Афоризмы. Крылатые слова.
занятие.
Практическая работа. Сочинение
Создание
самодельных
сказки
с
использованием
13
книжек сказок или выпуск 1
фразеологизмов,
афоризмов,
сборника сказок.
крылатых слов.
Общеупотребительные
слова, Индивидуальная
и
14 Термины и профессионализмы. групповая
поисковая 1
Жаргонная лексика.
работа.
Самостоятельное
Молодёжный сленг и отношение к наблюдение и запись речи,
15
1
нему.
анализ
собранного
материала.
16

Антропонимика как наука. Личное Сбор материала по истории
1
имя. Отчество.
личных имен, отчеств.

17

История возникновения фамилий. Сбор материала по истории
1
О чем могут рассказать фамилии? личных фамилий.

Прозвища как объект научного
Сбор
материала
18 изучения.
Происхождение
обработка.
прозвищ.

и

1

«Слово – понятие, слово – творчество»
19

К истокам слова. Почему мы так Составление
говорим?
слова.

«биографии»

20

Происхождение слов. Работа с Элементы
этимологическим словарем.
технологий.

игровых

1

1

Лексическое
значение
слова.
Способы
определения Составление
21
лексического
значения
слова. слова.
Толковый словарь.
22

«паспорта»

«Сказал то же, да не одно и то же».
Наблюдение за языком
О словах одинаковых, но разных.

23 Как правильно употреблять слова. Сбор материала и анализ

1

1
1

Многозначность
как
основа
художественных тропов. Метафора Анализ произведений УНТ,
24
1
в
загадках,
пословицах, создание своих загадок.
поговорках.
25

Богатство
русского
(синонимы, антонимы)

языка

Работа со словарями

Текст как речевое произведение.
26 Тема, микротема, основная мысль, Работа с текстами.
ключевые слова.
27

1

1

Письмо как речевой жанр. Как Составление памятки «Как
1
общаться на расстоянии?
написать письмо».

28 Напиши письмо Другу.

Создание творческих работ. 1

Качества хорошей речи
Разговор как искусство устной
речи.
Основные
нормы
29
Лекционное занятие.
современного
литературного
произношения.
30 Эмоциональная грамотность.
Основные
31 правила общения
телефона.

1

Изображение персонажей
сказки
с
выражением 1
различных эмоций.

речевые Индивидуальная
и
посредством групповая
работа. 1
Практическое занятие.

Основные правила письменного Индивидуальная
и
32 общения
в
виртуальных групповая
работа. 1
дискуссиях на чатах Интернета.
Практическое занятие.
Использование
Невербальные средства общения.
невербальных
средств
33 Значение мимики и жестикуляции
1
общения
в
диалоге.
при общении.
Практическое занятие.
34

Защита проектов «В умелых руках
Защита проекта.
слово творит чудеса»

1

Литература для учителя
1.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:
Просвещение, 2000г.
2.
Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.:
Цитадель, 2001
3.

Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.

4.
Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А.
Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
5.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы
по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Просвещение, 1988. – 207 с.
6.

Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.

7.

Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.

8.

Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.

9.

Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.

10. Широкова
А.О.
Комплекс
упражнений
по
этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2004. - №6.

речевому

11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета,
2008. - №47.
12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская
газета, 2008. - №46.
13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для обучающихся
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.:
Творческий центр, 2001.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа,
2002.
3.

Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.

4.

Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.

5.

Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.,
1992.

7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В.
Язовицкий. – М.: Просвещение, 1984.
Средства обучения
1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке»,
«Лексические диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство
языка», «Крылатые выражения»,
2. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф)
3. Словари и справочники по русскому языку:
-Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006
-Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа,
Москва,2006
-Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов,
«Лицей»2005
4. Мультимедийные пособия.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и
Мефодий», 2007, 2008, 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».