программа по лит чтению на родном языке

&Iужжцшп*JIьýOе кflзэнIrвý эýщеоýр*зOв*тельпое учрежденЕе г. AcTpax*шll
<<Средняя общеобразоватепьп8я шкOла Л} 6>>

учебного предметfl <*IIитераryрное чтение

г,

Астрахань2023-2а24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном
языке» соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке» и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного
чтения на родном языке, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на
родном языке включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его
значением, с осмысления его номинативной функции в различных
коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания
(значения) и формы (фонетической и графической). Происходит знакомство
обучающихся с доступными их возрасту художественными произведениями,
духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на
чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация
учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки
с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки
доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом является формирование навыка чтения и других
видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и
выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в
книге, использовать еѐ для расширения своих знаний об окружающем мире.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых
активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует
формированию
личных
качеств,
соответствующих
национальным
и
общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы
развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами
поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного
сотрудничества.
Систематический курс литературного чтения на родном языке представлен
в программе следующими содержательными линиями:
развитие речи,
произведения устного творчества народов России;

произведения классиков отечественной литературы и современных
писателей России;
все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее
изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура
программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех
или иных сведений о слове, обеспечивает постепенное возрастание сложности
материала и организует формирование коммуникативных умений и навыков.
Программа направлена на формирование у младших школьников
представлений о слове как явлении национальной культуры и основном средстве
человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения.
На протяжения четырѐх лет обучения меняются приѐмы овладения навыком
чтения: сначала идѐт освоение целостных (синтетических) приѐмов чтения в
пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются
приѐмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается
скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с
воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают
рациональными приѐмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и
интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды
чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в
соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведѐтся
целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного,
обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приѐмами выразительного
чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится
параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на
слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого
высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному
произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные
формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного
общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей
проводится на основе литературных (фольклорных и классических)
произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на
авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения),
целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают
сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного
произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного
произведения. На уроках литературы совершенствуется представление о текстах
(описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные,
деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с
содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми
-

умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана,
различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных
навыков работы с информацией. В ходе освоения литературного чтения на
родном языке формируются умения, связанные с информационной культурой:
читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими
словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией,
представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова,
памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и
представлять
полученную
информацию,
а
также
создавать
новые
информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные
открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и
др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая
способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные
на уроках знания, создаѐт условия для творческого развития детей, формирования
позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и
сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои
действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
Литературное чтение на родном языке – один из основных предметов в
обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и
умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной
литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно –
нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс литературного чтения на родном языке направлен на достижение
следующих целей:
1) овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение
работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и
самостоятельной читательской деятельности;
2) развитие художественно – творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать
художественное произведение;
3) обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественной
литературы;
формирование
нравственных
чувств
и
представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и

уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной
России и других стран.
Литературное чтение на родном языке как учебный предмет в начальной
школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и
воспитания:
1) Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно – нравственное и эстетическое содержание активно
влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию
личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим
ценностям.
2) Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение
соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного
человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
3) Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование
навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают
осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся
ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об
окружающем мире.
4) В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги,
высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой
задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться
справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях,
справочниках и энциклопедиях.
5) На уроках литературного чтения формируется читательская
компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным
читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего
самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном
чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием
прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их
самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения на родном языке пробуждает интерес учащихся
к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя
обращается на словесно – образную природу художественного произведения, на
отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы,
волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту
поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего
школьника к успешному обучению в средней школе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА
РОДНОМ ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с основной образовательной программой начального
общего образования и примерными программами начального общего образования
предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается с 1 по 4 класс. Общий
объем учебного времени составляет 68 ч., из них в 1классе отводится 17

часов (исходя из 33 рабочих недель по 1 ч в неделю во втором полугодии), во 2-4
классах отводится 17 часов (исходя из 34 рабочих недель по 1 ч в неделю во
втором полугодии).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в
предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными
монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание,
повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации,
содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте
информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры
текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учѐтом
гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо
под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение
содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное).
Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям
тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин,
серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном
чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам
собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация с учѐтом ситуации общения. Овладение
умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п.).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить
устное монологическое высказывание на определѐнную тему с использованием
разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная
работа
над
структурой
текста:
озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание
собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление
слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту
или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об
однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о
синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах.
Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного
и того же слова. Различение од покоренных слов и синонимов, однокоренных
слов и слов г омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о
значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью
суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных
словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Умение слушать (аудирование) : Восприятие на слух звучащей речи
(высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное
понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию прослушанного произведения, определение последовательности
событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по
прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному
произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за
особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный
переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми
словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное
увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм
чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их
с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание
эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно
подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп
чтения, определить логические ударения и паузы).Развитие умения переходить от
чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла
произведения при чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений).

Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение
находить в тексте необходимую информацию, понимание еѐ особенностей.
Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах
текста: художественном, учебном, научно- популярном — и их сравнение.
Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в
нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность
поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора
предложений. Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение
работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении:
умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления
товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение
справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и
начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы
книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию Виды информации в книге:
научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, еѐ справочноиллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания
(справочники, словари, энциклопедии).Самостоятельный выбор книг на основе
рекомендательного
списка,
алфавитного
и
тематического
каталога.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой
справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения Определение
особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка
(с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания
прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ
поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на
примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное
воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка
персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по
контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные
через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе
анализа текста, авторских помет, имѐн героев. Освоение разных видов пересказа
художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных
мыслей).Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение

главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или
ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в
виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его
основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ
по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов,
выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места
действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов.
Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета,
последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание
заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приѐмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение
алгоритма
деятельности
по
воспроизведению
текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании
текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и
справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как
вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы,
отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою
точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному,
научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный
опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с
особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание
небольшого объѐма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в
форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи,
эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учѐтом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств
(синонимы, антонимы, сравнения) с учѐтом особенностей монологического
высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных
его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств еѐ осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3.
Использование
знаково-символических средств
представления
информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать
своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке».
Предметные результаты:
1 класс:
 осознавать значимость чтения родной русской литературы
для познания себя, мира, национальной истории и культуры;
 владеть элементарными приемами интерпретации произведений
русской литературы;
 применять опыт чтения произведений русской литературы
для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста;
 использовать словарь учебника для получения дополнительной
информации о значении слова;
 читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
2 класс:
 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
 владеть элементарными представлениями о национальном
своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в
тексте данные средства художественной выразительности;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя,
владеть элементарными приемами интерпретации художественных и
учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы
для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст;
 обогащать собственный круг чтения;
 соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
3 класс:

 осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского
языка на основе изучения произведений русской литературы;
 осознавать родную литературу как национально-культурную ценность
народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей
и традиций;
 давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации и анализа художественных,
научно-популярных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное
произведение от имени одного из действующих лиц;
 пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
4 класс:
 осознавать значимость чтения русской литературы для личного
развития; для культурной самоидентификации;
 определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на
основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи
(для разных адресатов);
 самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и
обогащать собственный круг чтения;
 пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации .

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов
и тем программы

Раздел 1. Мир детства
1.1. Я и книги

Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

3

0

0

1.2.

Я взрослею

5

0

0

1.3.

Я фантазирую и мечтаю

3

0

0

Итого по разделу
Раздел 2. Россия – Родина моя
2.1.
Что мы Родиной зовем

11
3

0

0

О родной природе

3

0

0

2.2.

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://infourok.ru/konspekt-urokaliteraturnogo-chteniya-v-1-klasse6449488.html
https://obrazovanie-gid.ru/konspekty/l-vkuklin-kak-ya-nauchilsya-chitatfragment-dlya-1-klassa-konspekturoka.html
https://multiurok.ru/index.php/files/literat
urnoe-chtenie-na-rodnom-iazykerusskom-ia-v.html
https://mishka-knizhka.ru/audio-stihidlya-detej

https://ped- kopilka.ru/semeinajabiblioteka/raskazy-o- rodine-dljashkolnikov.html
https://woodcar.ru/development-of-thechild/zagadki-o-solnce-lune-zvezdahvetre-vode-zagadki-pro/
https://xn-- 80aje0aeeii.xn-p1ai/news/viktorina- dlya-detey-oprirode-s- otvetami

Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

6
0
17

0

0

2 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов
и тем программы

Раздел 1. Мир детства
1.1. Я и книги

Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

2

0

0

1.2.

Я взрослею

3

0

0

1.3.

Семья крепка ладом

2

0

0

1.4.

Я фантазирую и мечтаю

2

0

0

0
0

0
0

Итого по разделу
Раздел 2. Россия – Родина моя
2.1. Люди русской земли
2.2. Народные праздники,
связанные с временами

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://infourok.ru/k-uroku-literaturnoechtenie-na-rodnom-yazike-knigi-klass3876872.html
https://multiurok.ru/files/literaturnoechtenie-na-rodnom-iazyke-russkom-iav.html?login=ok
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi
/uroki/ia_i_moia_semia_semia_krepka_la
dom_s_g_georgiev_strekot_kuznechika_v
_v_goliavkin
https://infourok.ru/ya-fantaziruyu-imechtayu-2-klass-5296523.html

9
2
3

https://urok.1sept.ru/articles/688843
https://infourok.ru/narodnye-prazdnikiden-zhavoronka-2-klass-5296534.html

2.3.

года
О родной природе

Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
3 КЛАСС
№
Наименование разделов
п/п
и тем программы
Раздел 1. Мир детства
1.1. Я и книги

3

1

0

8
0
17

1

0

Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

3

0

0

1.2.

Я взрослею

3

0

0

1.3.

Я и моя семья

2

0

0

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/chtenie/2020/09/23/urokliteraturnogo-chteniya-na-rodnomrusskom-yazyke-rasskazy-o

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://infourok.ru/v-i-vorobev-yanichego-ne-pridumal-glava-moj-dnevnikpostroenie--5334475.html
https://infourok.ru/i-kraevapismopisatelnoe-iskusstvo-5312497.html
https://infourok.ru/ ya-vzrosleyu-zhizndana-na-dobrye-dela-l-l-yahnin-posledn5386597.html
https://multiurok.ru/index.php/files/urokliteraturnogo-chteniia-na-rodnomrusskom-ia-5.html
https://multiurok.ru/files/urok-popredmetu-literaturnoe-chtenie-narodnom-ru.html

1.4.

Я фантазирую и мечтаю

2

0

0

https://multiurok.ru/index.php/tests/iafantaziruiu-i-mechtaiu-obobshchenie-porazdelu-literaturnoe-chtenie-narodnom.html

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-kproizvedeniiu-n-m-koniaevapravnuk.html
https://infourok.ru/prazdnik-poezii-3klass-5134399.html
https://infourok.ru/prezentaciya-politeraturnomu-chteniyu-poeziya-rodnojprirody-v-stihotvoreniyah-russkih-poetov3-klass-5127274.html

Итого по разделу
Раздел 2. Россия – Родина моя
2.1. Родная страна во все
времена сынами сильна

10
2

0

0

От праздника к
празднику
О родной природе

2

0

0

3

1

0

7
0
17

1

0

2.2.
2.3.

Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
4 КЛАСС
№
Наименование разделов
п/п
и тем программы
Раздел 1. Мир детства
1.1. Я и книги

Всего

3

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
0

0

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://nsportal.ru/nachalnayashkola/chtenie/2016/08/29/o-chyomgovoryat-knigi
https://obrazovanie-

1.2.

Я взрослею

2

0

0

1.3.

Я и моя семья

3

0

0

1.4.

Я фантазирую и мечтаю

2

0

0

2

0

0

3

0

0

Итого по разделу
Раздел 2. Россия – Родина моя
2.1. Люди земли Русской

2.2.

Что мы Родиной зовем

gid.ru/konspekty/konspekt-uroka-politeraturnomu-chteniyu-na-rodnomrusskom-yazyke-4-klass-ya-i-knigi.html
https://www.1urok.ru/categories/10/articl
es/60070
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/chtenie/2022/10/31/urokliteraturnogo-chteniya-na-rodnomyazyke-v-4-klasse
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/2012/09/07/urok-znaniy-ya-imoya-semya-4-klass
https://конспекты-уроков.рф/liter/4klass/file/42022-ya-i-moya-semya
https://multiurok.ru/files/ia-fantaziruiu-imechtaiu-urok-pervyi-literaturnoe.html
https://distobuch20.ucoz.net/board/4_b/ro
dnaja_literatura/09_02_2023_ja_fantaziru
ju_i_mechtaju /213-1-0-10490

10
https://obrazovaniegid.ru/konspekty/lyudi-zemli-russkojkonspekt-uroka-4-klass.html
https://infourok.ru/konspekt-uroka-pochteniyu-na-rodnom-russkom-yazyke-natemu-lyudi-zemli-russkoj- 5759091.html
https://www.studydocx.ru/nachalnayashkola/ chto-my-rodinoj-zovem.html

2.3.

О родной природе

Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

1

0

7
0
17

1

0

http://olgabaranova.my1.ru/load/
obobshhenie_po_razdelu_rodina/4-1-0-2
https://infourok.ru/konspekt-uroka-politeraturnomu-chteniyu-na-rodnomyazyke-5157925.html
https://multiurok.ru/files/konspekt-urokavneklassnogo-chteniia-krasota-rodno.html

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение на родном (русском) языке, 1-4 класс/ Кутейникова
Н.Е., Синёва О.В.; под редакцией Богданова С.И. ООО «Русское слово-учебник»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочая программа к учебнику Н. Е. Кутейниковой, О. В. Синёвой
«Литературное чтение на родном (русском) языке» под ред. С.И. Богданова для 14 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. Н. Е. Кутейникова, О. В.
Синёва. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021. — 40 с. — (ФГОС.
Начальная инновационная школа).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://русское-слово.рф/El_uchebniki/Elektronnie_resursi/multimediynyeprilozheniya-k-uchebnikam/literaturnoe-chtenie-na-rodnom-russkom-yazyke/
http://www.schoolcollection.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».