Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса на уровне среднего общего образования
ориентирована на современные тенденции в российском образовании и активные методики
обучения. Программа позволяет:
– реализовать современные подходы к достижению личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, сформулированных во ФГОС СОО;
– определить и структурировать планируемые результаты обучения в соответствии со
ФГОС СОО;
– разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей
конкретного класса.
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из
актуальных проблем современной школы, т.к. сочинение по литературе – это форма итоговой
аттестации выпускников. Кроме того, сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии
или эссе, – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому
языку, но и по другим предметам образовательного цикла (ЕГЭ по истории, обществознанию).
Навык написания сочинения необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях
науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение даёт возможность обучающимся предъявить собственное понимание
мыслей писателя, выразить своё отношение к проблемам, поднимаемым писателем, обосновать
свои суждения обращением к художественному произведению, продемонстрировать понимание
художественного своеобразия произведения. Работа над сочинением учит развивать мысли на
избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то,
что тревожит и волнует, приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить
свой взгляд на мир.
Программа разработана на основе ФГОС среднего общего образования,
образовательной программы школы, учитывает кадровые, психолого-педагогические и
материально-технические условия реализации образовательной программы.
Реализация данной программы позволит создать условия для подготовки обучающихся
к успешной сдаче итоговой аттестации (ЕГЭ), будет способствовать развитию личности,
формированию языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции, развития
культуры речи обучающихся, что подтверждает ее актуальность и практическую значимость.
Курс предназначен для обучающихся 10-11 - ых классов средней общеобразовательной
школы.
Новизна курса заключается в системном подходе к организации деятельности
школьников по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике при
анализе художественного произведения и написании сочинения. Развитие коммуникативной,
литературоведческой и социальной компетентности старшеклассников через обращение к
шедеврам русской классической и зарубежной литературы XIX-XX веков посредством
информационно-коммуникативных технологий органично вписывается в практику
формирования и развития метапредметных компетенций, организации обучения в рамках
перехода на федеральные государственные образовательные стандарты и задачи подготовки к
итоговой аттестации.
Программа ориентирована на практические навыки, реализацию компетентностного
подхода с учётом индивидуальных возможностей обучающихся.
Цель курса – углубление и расширение знаний обучающихся старшей школы о
тексте, выявление лингвистических способностей и формирование лингвистической
(языковедческой) компетенции, необходимых для успешного прохождения государственной
итоговой аттестации.
Задачи курса:
Образовательные:
- создание условий, способствующих повышению уровня образованности обучающихся;
обучение работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения;
освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности,
функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка,
коммуникативных качествах речи;
- овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать
собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства
своей точки зрения.
Развивающие:
- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового
эстетического идеала;
- гуманитарное развитие школьников;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
логики мышления;
- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.
- логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать
собственное письменное высказывание по заданной модели;
Воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и
письменной речи;
- воспитание интереса и любви к русскому языку и литературе;
- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в
различных областях жизни;
- воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.
При организации элективного курса предусмотрено использование современных
образовательных технологий, направленных на реализацию деятельностного подхода к освоению
программы.
При проведении занятий предпочтение отдается инновационным методам и приемам
обучения, но используются и традиционные:
обучение с помощью электронных мультимедийных средств;
работа с различными видами источников;
работа со словарями;
практические работы;
опережающие задания;
поисковые задания.
Формы организации деятельности учеников
работа в парах, коллективная и индивидуальная;
индивидуальные консультации;
дистанционное обучение;
самостоятельная работа;
творческие мастерские.
Общее число часов – 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа
(1 час в неделю).
-
Содержание обучения
10 класс
Введение
Введение. Цели и задачи элективного курса «Теория и практика написания сочинений
разныхжанров».
Анализ тем сочинений выпускных экзаменов, классификация их по сходным признакам.
Теория сочинения
Сочинение как вид письменной работы по литературе. Требования к сочинению. Оценка
сочинений. Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений:
академическое, личностное, дневниковое, цитатное и др.. Виды концовок. Кольцевая
композиция.
Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к творчеству писателя,
поэта.Особенности подобного сочинения.
Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы.
Способы выражения авторского отношения к персонажу.
Как анализировать стихотворный текст. (Примерная схема анализа.) Лексический материал
для анализа стихотворного текста.
Комплексный анализ текста (отрывка из произведения, эпизода, небольшого по объему
рассказа).Примерная схема анализа эпизода.
Тема, заданная цитатой. Особенности такого сочинения. Анализ подобных тем из перечня
длявыпускного экзамена.
Жанр рецензии. Структура сочинения-рецензии. Композиция. Вступление. Тема, идея,
сюжет,композиция, проблематика. Система образов. Смысл названия произведения. Концовка
рецензии.
Сочинение на свободную тему. Особенности такого вида сочинений. «Подводные» камни
«легкой» темы.
Практика написания сочинения
Практическая работа № 1. Общий анализ формулировок сочинений, входящих в «пакет
тем» для выпускного экзамена.
Практическая работа № 2. Отработка теоретического материала по теме «Сочинениерассуждение».
Практическая работа № 3. Отработка теоретического материала по теме «Выражение
личного отношения к персонажу».
Практическая работа № 4 по теме «Способы выражения авторской позиции и авторского
отношенияк персонажу».
Практическая работа № 5, № 6. Написание сочинений на тему «Восприятие,
истолкование, оценкастихотворения…» тему (на изученном материале).
Практическая работа № 7. Отработка теоретического материала по теме «Комплексный
анализ текста».
Практическая работа № 8. Написание сочинения, тема которого задана цитатой тему
(на изученном материале).
Практическая работа № 9. Отработка каждого элемента рецензии. Написание сочинениярецензии.
Практическая работа № 10. Написание сочинения на свободную тему (на изученном
материале).
Рецензирование сочинений, редакторская правка
Виды ошибок в сочинении: речевые, грамматические, в содержании. Как избежать
ошибок всочинении. Выполнение тренировочных упражнений.
Как работать со словарем на выпускном экзамене.
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.
11 класс
Введение (1ч.)
Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного
произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы
толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О
работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.
Подготовка к написанию сочинения (3ч.)
Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы.
Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.
План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный
планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.
Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи.
Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.
Эссе как вид творческой работы (8ч.)
Эссе как литературное произведение. Анализ образцов эссе. Определение признаков
жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные
в разных литературных жанрах. Философские и литературные эссе.
Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата
автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и
языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.
Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности
различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности эссе.
Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской
ассоциации. Комментарии и рецензия.
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы (23ч.)
Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема.
Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с
текстом. Типы комментирования.
Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и
основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на
авторитет.
Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.
Грамотность речи: речевые и грамматические ошибки.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения.
Распределение времени на экзамене.
Сочинение на проблемную тему. Итоговая зачётная работа.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы:
формирование целостного мировоззрения при чтении и анализе классической
художественной литературы;
знание литературы, этапов её становления и развития, языка, истории, культуры
России;
развитие осознанного понимания литературоведческих процессов; формирование
нравственных чувств и нравственного поведения;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России.
Метапредметные результаты освоения программы:
формирование смыслового интерпретирующего чтения;
умение
создавать обобщения по конкретному тематическому направлению,
самостоятельно выбирать основания и критерии для аргументации, устанавливать
причинно-следственные связи, выстраивать рассуждение, и делать выводы;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с темой сочинения
для выражения своих чувств, мыслей;
Предметные результаты освоения программы:
уметь создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинениярассуждения понимание литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более
высоких результатов;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование разделов и
тем курса
Количест
во часов
Основные виды
деятельности учащихся
Электронные
(цифровых)
образовательные
ресурсы ЭОР
10 класс
Раздел 1. Введение (2 ч)
1.1 Цели и задачи элективного
курса «Теория и практика
написания сочинений
разныхжанров».
1.2 Анализ тем сочинений
выпускных экзаменов,
классификация их по
1
1
Деятельность со словесной
(знаковой) основой:
слушание объяснений
учителя
Деятельность на основе
восприятия: анализ,
объяснение наблюдений,
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
сходным признакам
Раздел 2. Теория сочинения (16 ч)
2.1 Сочинение как вид
письменной работы по
литературе. Требования к
сочинению. Оценка
сочинений. Структура
сочинения-рассуждения, его
композиция. Виды
вступлений: академическое,
личностное, дневниковое,
цитатное и др.. Виды
концовок. Кольцевая
композиция
2.2 Сочинение,
подразумевающее
выражение личностного
отношения к творчеству
писателя, поэта.Особенности
подобного сочинения
классификация материала
2
Деятельность на основе
восприятия: анализ,
объяснение наблюдений.
Деятельность с
практической (опытной)
основой: сбор и
классификация учебного
материала; различение и
характеристика видов
сочинений, вступлений
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Незнайка https://neznaika.pro/es
say
2
Деятельность со словесной
(знаковой) основой:
слушание объяснений
учителя, одноклассников.
Деятельность с
практической (опытной)
основой: сбор и
классификация учебного
материала; различение и
характеристика видов
сочинений, вступлений
Работа с текстом,
формулирование авторской
позиции в сочинении
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Незнайка https://neznaika.pro/es
say
Работа с текстом, анализ
стихотворного текста;
использование
лексического материала для
анализа стихотворного
текста
Работа с текстом, анализ
стихотворного
текста/эпизода;
использование
лексического материала для
анализа стихотворного
текста, схемы анализа
эпизода
Работа с текстом,
объяснение особенностей,
анализ материала
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
Способы выражения
авторской позиции в
сочинении: прямые формы,
косвенные формы.Способы
выражения авторского
отношения к персонажу
Как анализировать
стихотворный текст.
(Примерная схема анализа.)
Лексический материал для
анализа стихотворного текста
2
2.5
Комплексный анализ текста
(отрывка из произведения,
эпизода, небольшого по
объему рассказа).Примерная
схема анализа эпизода
2
2.6
Тема, заданная цитатой.
Особенности такого
сочинения. Анализ подобных
тем из перечня для
выпускного экзамена
2
2.7
Жанр рецензии. Структура
сочинения-рецензии.
2
2.3
2.4
2
Работа с текстом; анализ и
использование
7
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Егэша РФ http://егэша.рф/news/i
togovoe
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoe-
Композиция. Вступление.
Тема, идея, сюжет,
композиция, проблематика.
Система образов. Смысл
названия произведения.
Концовка рецензии
Сочинение на свободную
тему. Особенности такого
вида сочинений.
«Подводные» камни
«легкой» темы
теоретического материала
Анализ и характеристика
текста (в том числе
собственного) с точки
зрения соблюдения
орфографических правил
современного русского
литературного языка.
Анализ особенностей
сочинения на свободную
тему
Раздел 3. Практика написания сочинения (10 ч)
3.1 Практическая работа № 1.
1
Работа с текстом. Анализ
Общий анализ
формулировок сочинений
формулировок сочинений,
входящих в «пакет тем» для
выпускного экзамена.
2.8
2
sochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Капканы ЕГЭ http://капканы-егэ.рф
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
http://www.ctege.inf
o/itogovoesochineni
e2015/itogovoesochinenienarushevich-ag.html
3.2
Практическая работа № 2.
Отработка теоретического
материала по теме
«Сочинение-рассуждение».
1
3.3
Практическая работа № 3.
Отработка теоретического
материала по теме
«Выражение личного
отношения к персонажу».
1
3.4
Практическая работа № 4 по
теме «Способы выражения
авторской позиции и
авторского отношенияк
персонажу».
1
Работа с текстом,
использование
теоретического материала
по теме.
Создание собственного
текста, совершенствование
умения рассуждать
Работа с научнопопулярной литературой.
Работа с текстом,
использование
теоретического материала
по теме.
Формулирование
высказывания - личного
отношения
Работа с научнопопулярной литературой.
Работа с текстом,
использование
теоретического материала
по теме.
Формулирование
8
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
Практическая работа № 5.
Написание сочинений на
тему «Восприятие,
истолкование, оценка
стихотворения…» тему (на
изученном материале).
Практическая работа № 6.
Отработка теоретического
материала по теме
«Комплексный анализ
текста».
2
собственной позиции по
отношению к авторскому
мнению.
Восприятие, истолкование,
оценка лирического текста.
Использование
теоретического материала
1
Анализ текста,
формулирование выводов
3.7
Практическая работа № 7.
Написание сочинения, тема
которого задана цитатой
тему (на изученном
материале).
1
3.8
Практическая работа № 8.
Отработка каждого элемента
рецензии. Написание
сочинения-рецензии.
1
Анализ и характеристика
текста собственного текста
с точки зрения соблюдения
орфографических правил
современного русского
литературного языка.
Создание текста –
рецензии. Отбор языкового
материала
3.9
Практическая работа № 9.
Написание сочинения на
свободную тему (на
изученном материале).
1
Виды ошибок в сочинении:
речевые, грамматические, в
содержании.
Как избежать ошибок в
сочинении.
1
Выполнение тренировочных
упражнений.
1
3.5
3.6
4.1
4.2
4.3
Анализ и характеристика
текста собственного текста
с точки зрения соблюдения
орфографических правил
современного русского
литературного языка.
Раздел 4. Рецензирование сочинений, редакторская правка (6 ч)
Анализировать и
характеризовать текст с
точки зрения соблюдения
орфографических и
пунктуационных правил
современного русского
литературного языка (в
рамках изученного).
Применять правила в
речевой практике.
Использовать словари
Характеризовать текст с
точки зрения соответствия
основным признакам.
Выявлять способы и
средства связи
предложений и абзацев в
тексте. Использовать
1
9
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать –
https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ –
http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Незнайка https://neznaika.pro/es
say
https://4ege.ru/russkiy/
Уроки Русского.ru
http://www.urokirussk
ogo.ru/videouroki
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
https://4ege.ru/russkiy/
4.4
Как работать со словарем на
выпускном экзамене.
1
4.5
Итоговое сочинение
1
4.6
Рецензирование сочинений.
Редакторская правка.
1
знание признаков текста в
процессе его создания и
корректировки
Характеризовать основные
виды лингвистических
словарей, их назначение.
Комментировать строение
словарной статьи основных
словарей русского языка.
Использовать основные
лингвистические словари и
справочники в учебной
деятельности
Создавать устные
высказывания различных
типов и жанров.
Употреблять языковые
средства с учётом речевой
ситуации
Осуществлять
информационносмысловую переработку
написанного текста.
Корректировать текст
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
Электронные
словари:
http://www.slovary.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
11 класс
Раздел 1. Введение (1 ч.)
1.1 Особенность
устной
и
письменной речи. О работе с
учебником и критической
литературой.
Словари
и
справочная литература.
Анализировать
литературное
произведение, по которому
должно быть написано
сочинение.
Интерпретировать и
толковать произведения.
Работать с учебником и
критической литературой.
Использовать основные
лингвистические словари и
справочники в учебной
деятельности
Раздел 2. Подготовка к написанию сочинения (3 ч.)
2.1 Выбор и осмысление темы.
1
Осуществлять выбор и
Отбор
материала.
осмысление
темы.
Определение главной мысли
Отбирать
материал.
работы.
Типология
тем
Определять главную мысль
сочинений.
Основные
работы. Классифицировать
принципы построения текста.
темы
сочинений.
Эпиграф. Объем сочинения.
Использовать
основные
принципы
построения
текста
при
написании
сочинения.
Подбирать
эпиграф.
1
10
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
2.2
План как помощник в
организации
материала.
Формулировка
плана.
Простой и сложный планы.
Пункт
и
подпункт.
Вступление и заключение.
Работа над планом. Деление
на абзацы
1
Осуществлять
информационносмысловую
переработку
прочитанного
и
прослушанного
текста.
Предъявлять информацию
текста в форме плана
(простого
и
сложного;
назывного, вопросного), в
форме тезисов, конспекта.
Формулировать вступление
и заключение.
Соблюдать
точность
цитирования. Оформлять
цитаты.
Использовать
средства экспрессивной и
образной речи.
Точность
цитирования.
1
Оформление
цитаты.
Передача экспрессивной и
образной речи. Цитата – не
самоцель, а подтверждение
сказанного.
Раздел 3. Эссе как вид творческой работы (8 ч.)
3.1 Эссе
как
литературное
1
Анализировать признаки
произведение.
Анализ
эссе как литературного
образцов эссе. Определение
произведения.
признаков
жанра
на
Анализировать образцы
конкретных примерах.
эссе. Определять признаки
жанра на конкретных
примерах.
3.2 Содержательные,
1
Анализировать
структурные
особенности
содержательные,
эссе, воплощенные в разных
структурные особенности
литературных жанрах.
эссе разных жанров;
использовать
теоретический материал по
теме. Сопоставлять эссе
разных литературных
жанров.
3.3 Философские
и
1
Анализировать
литературные эссе
особенности эссе разных
жанров
2.3
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
педпроект.рф
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
педпроект.рф
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
педпроект.рф
3.4
Эссе
и
его
языковое
воплощение от задачи и
адресата автора. Разница
между
эссе
и
стихотворениями в прозе.
1
Выявлять
зависимость Могу писать формы эссе и его языкового https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ воплощения от задачи и http://sochinenie11.ru
адресата
автора.
Осуществлять выбор форм педпроект.рф
высказывания,
художественных
и
языковых
средств
их
воплощения.
Анализировать
разницу
между
эссе
и
стихотворениями в прозе
11
3.5
Тексты, принадлежащие перу
одного автора. Творческие
возможности
различных
авторов в рамках одного
жанра и одной темы.
1
3.6
Жанровые особенности эссе.
Ассоциативное мышление.
Эссеистические миниатюры,
построенные на необычной
авторской ассоциации.
Комментарии и рецензия.
1
3.7
1
Сравнивать
тексты,
принадлежащие
перу
одного
автора.
Анализировать творческие
возможности
различных
авторов в рамках одного
жанра и одной темы.
Анализировать жанровые
особенности эссе
Анализировать жанровые
особенности эссе
Осуществлять
информационносмысловую переработку
текста. Предъявлять
информацию текста в
форме рецензии.
Формулировать
комментарии.
Раздел 4. Сочинение-рассуждение как вид творческой работы (22 ч.)
4.1 Сочинение-рассуждение в
1
Деятельность на основе
формате ЕГЭ, план и
восприятия: анализ,
основные части сочинения
объяснение наблюдений.
Деятельность с
практической (опытной)
основой: сбор и
классификация учебного
материала.
Осуществлять
информационносмысловую переработку
прочитанного текста.
Предъявлять информацию
текста в форме плана
(простого и сложного;
назывного, вопросного).
4.2 Проблема текста. Виды
2
Деятельность на основе
проблем. Формулировка и
восприятия: анализ,
комментирование проблемы.
объяснение наблюдений.
Формулировать и
комментировать проблемы
3.8
1
4.3
Комментирование
проблемы как аналитикосинтетическая работа
с текстом
2
Анализировать
прочитанный текст,
комментировать проблемы
4.4
Выявление и формулировка
авторской позиции.
2
Анализировать текст,
выявлять авторскую
позицию, формулировать
12
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
4.5
Аргументация собственной
позиции. Виды аргументов
2
4.6
Композиция сочинениярассуждения
1
4.7
Грамотность речи: речевые
и грамматические ошибки
2
Употреблять языковые
средства с учётом речевой
ситуации; осуществлять
контроль качества речи
4.8
Выполнение тренировочных
упражнений
1
Употреблять языковые
средства с учётом речевой
ситуации; осуществлять
контроль качества речи
4.9
Сочинение-рассуждение на
нравственные темы
3
Создавать собственный
текст в соответствии с
заданной формой/жанром;
употреблять языковые
средства с учётом речевой
ситуации
Создавать собственный
текст в соответствии с
заданной формой;
употреблять языковые
средства с учётом речевой
ситуации
4.10 Сочинение – рассуждение
по философской
проблематике
3
4.11 Итоговое сочинение
2
4.12 Сочинение-рассуждение в
1
формате ЕГЭ (обобщение)
Формулировать и
аргументировать
собственную позицию;
осуществлять отбор
аргументов,
классифицировать
аргументационный
материал
Строить логичное
высказывании с учетом
речевой ситуации
Создавать устные
высказывания различных
типов и жанров.
Употреблять языковые
средства с учётом речевой
ситуации
13
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
Уроки Русского.ru
http://www.urokirussk
ogo.ru/videouroki
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
ФИПИ:
https://fipi.ru/itogovoesochinenie
Могу писать https://mogu-pisat.ru
Сочинение11 РФ http://sochinenie11.ru
Уроки Русского.ru
http://www.urokirussk
ogo.ru/videouroki
14