Разговор о важном 5-9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее —
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участника- ми
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
● в формировании его российской идентичности;
● в формировании интереса к познанию;
● в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
● в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
● в создани и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
● в развитии у школьников общекультурной компетентности;
● в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
● в осознании своего места в обществе;
● в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
● в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до
2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования».

6.

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
7.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
8.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
9.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации
цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9
и 10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в
неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую
позицию
по
обсуждаемым
темам
(например,
познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и
т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и
содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это
позволяет на практике соединить учебную и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и
на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого
на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться
точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения
нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз
будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности территории, где функционирует данная образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать)
и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.

Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть
потенциал каждого; используя разныеформы работы; устанавливая во время
занятий до-брожелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия
ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная,
вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в
дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы,
обсуждение
видеоролика),
практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека.
Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий
на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения
разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного
образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения
в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная
и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем.
Правила использования стилей речи в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека?
Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают
учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий:
как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом —
это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества.
Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы.
Контроль распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и
эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и
детей. Как раскрыть свой творческий потенциал? Музыка как вид искусства.
Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и
направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание
безусловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное
отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О
роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных
ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем
в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших предках и культурного кода
страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан
в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных

людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви,
уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в
расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность
уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений
в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве,
медицине, промышленности и т.д. Мировое признание достижений
отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние
на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании
мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества
и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к
их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог
преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Профессиональные качества и навыки спасателей.
Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и
чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев
в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к
питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать
безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России
с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и
решительности — неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев
Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за
самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и
свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание
законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие
права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного
выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта
страны на формирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время
не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться
на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря.
Новогодние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней
сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития

отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации
и ее достижения. Мировое признание советских и российских
мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды
профессионалов. Современная мультипликация, профессии этой сферы.
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —
хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление
государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация
памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный
музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и
улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и
ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для
молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие
российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с
развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия
— важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог
между государствами как основа международной стабильности. Навыки для
жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести
конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник,
который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость
этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и
профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники.
К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти
наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть
мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие.
Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого

нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как
их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об
экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как
причина роста мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей
среды. Развитие системы переработки отходов и роль
государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда —
это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в
общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга
и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и
вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения
истории народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа,
сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующим
поколениям. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха.
Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают
общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением
друг к другу существует сильный и сплоченный народ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; формирование ценностного отношения
к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
государственным
символам
России,
государственным
праздникам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; свобо- да
и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.

В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприя- тие
действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством
познания
мира;
овладение
основными
навыками
исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм
и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,
включая
семью,
группы,
сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды, открытость опыту и
знаниям других; повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать
и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации,
оценивать
надёжность
информации
по
критериям,
предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно, систематизировать информацию.

В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных
и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
понимать
и
использовать
преимущества
командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решений в группе, принятие решений группой); делать выбор
и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие
результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций,
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к
другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое
же право другого; принимать себя и других, не осуждая; осознавать
невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет
отношение содержание курса внеуроч- ной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной ре- чевой деятельности; формирование умений
речевого взаимодействия: созда- ние устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных
впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-попу- лярной литературы; участие в диалоге разных видов:
побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами
чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста
и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение
главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте, извлечение информации из различных
источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности лите- ратуры и её роли в формировании
гражданственности и патриотизма, укрепле- нии единства многонационального народа Российской Федерации; понимание
специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художе- ственного текста от текста научного,
делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности
заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, ис- пользуя
подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
формулировать вопросы к тексту; развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии
на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать
аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и отли- чия в культуре и традициях народов
России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационнокоммуникационных технологий; разви- тие умения соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и
права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в
сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами,
событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России, определять современников исторических событий, явлений, процессов; развитие умений вы- являть особенности развития культуры, быта
и нравов народов в различные исторические эпохи; формирование умения рассказывать об исторических со- бытиях,
явлениях, процессах истории родного края, истории России и миро- вой истории и их участниках, демонстрируя понимание
исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; развитие
умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов,

устанавливать причинно-следственные, про- странственные, временные связи исторических событий, явлений,
процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими события- ми XX — начала XXI вв.;
формирование умения определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на
фактический ма- териал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми
другой культуры, национальной и религиозной при- надлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимо- понимания между народами,
людьми разных культур, уважения к историческо- му наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его
взаимодействия с другими людьми, важ- ности семьи как базового социального института, о характерных чертах обще- ства,
о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, о процессах и явлениях в
экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества, об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в
том числе несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации, об основах государственной
бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии
коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от
терроризма и экстремизма; развитие умения характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение
Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм,
историческое единство народов России, преем- ственность истории нашей Родины); формирование умения сравнивать (в
том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социаль- ные объекты, явления, процессы в
различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и объяснять
взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и
основных функций, включая взаимодей- ствие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни,
гражданина и государства, связи политических потрясений и социально-эко- номических кризисов в государстве;
развитие умения использовать получен- ные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей
явлений, процессов социальной действительности; развитие умений с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социаль- ный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей
и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; развивать умения анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизи-ровать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с
собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
развитие умений оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным,
правовым и иным видам
социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного
поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.

География: освоение и применение системы знаний о размещении и основ- ных свойствах географических объектов,
понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в
решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в
том числе задачи устойчивого развития; формирование умения устанавливать взаимосвязи между изученными
природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими
явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компо-нентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Темы занятий
Количеств
п/
о часов
п

1

2

Зачем человеку
учиться?

Русский язык в эпоху
цифровых технологий

1

1

Основное содержание
Обучение — важный процесс
развития че- ловека. Роль знаний в
развитии личности и общества.
Влияние цифровых технологий на
приобретение знаний. Развитие
навыков работы в команде, уважения
разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе
школьного образования.
Формирующиеся ценности: жизнь,
созидательный труд, патриотизм
Русский язык — государственный
язык, объединяющий
многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка,
измене- ния в устной и письменной
речи под влия- нием цифровой среды.
Грамотная, логичная и понятная речь
— признак образованного человека и
залог успеха в будущем. Правила
использования стилей речи в
современной коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, патриотизм

Виды
Электронные
деятельности
ресурсы
обучающихся
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

3

Цифровой
суверенитет
страны

1

Что такое цифровой суверенитет?
Как обеспечивается цифровая
безопасность государства и каждого
человека? Возмож- ности
цифрового мира: как современные
технологии помогают учиться,
работать и осваивать новые
горизонты. Мир цифровых
профессий: как создаются новые
техноло- гии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы
цифрового мира.
Формирующиеся ценности:
патриотизм,
права и свободы человека

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

4

5

Мирный атом.
День работника
атомной
промышленности

О
творчестве.
Ко Дню
музыки

1

1

Мирный атом — это использование
атомной энергии в мирных целях на
благо человече- ства. Контроль
распространения атомной энергии.
Уникальные атомные технологии и
достижения отечественной научной
школы. Влияние экологически
чистых и эффектив- ных источников
энергии на будущее челове- чества.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
Русская культура — признанное
мировое достояние человечества.
Реализация твор- ческого
потенциала взрослых и детей. Как
раскрыть свой творческий
потенциал? Му- зыка как вид
искусства. Состояние развития
современной отечественной музыки:
жанры и направления.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над материальным,
служение Оте- честву

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
выполнение
ф
интерактивных
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
выполнение
ф
интерактивных
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

6

7

Что такое
уважение? Ко
Дню учителя

Как понять друг друга
разным поколениям?

1

1

Уважение — это понимание
безусловной ценности каждого
человека. Осознанное уважительное
отношение к людям, к чу- жому
труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества.
Правила общения внутри семьи,
школы и коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и формиро- вание
ответственности. О роли педагога в
воспитании личности.
Формирующиеся ценности:
взаимоуважение,
служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
Семья как ценность в жизни каждого
чело- века, основа любого общества.
Формиро- вание общих семейных
ценностей — залог взаимопонимания
в семье. Преодоление конфликтов и
проблем в общении за счет
взаимоуважения и обмена опытом.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
выполнение
ф
интерактивных
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

8

9

О
городах
России. Ко Дню
народного
единства

Общество
безграничных
возможностей

1

1

Города России: разнообразие
культур, язы- ков и вековых
традиций. Единство народов,
проживающих на территории
Российской Федерации. Древнейшие
города России как хранители
информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение
россий- ских городов — изучение
страниц истории Отечества. Роль
государства в развитии ма- лых
городов. Возможности граждан в
разви- тии своей малой родины.
Формирующиеся ценности: единство
народов России, гражданственность
Современное общество —
совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих
единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и
самореализации. Роль цифровых
технологий в расширении
возможностей участия в
общественных про- цессах.
Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа
гармонич- ных отношений в
обществе.
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимоуважение

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

10

Селекция и
генетика. К 170летию
И. В. Мичурина

1

Генетика и селекция —
перспективные об- ласти науки,
улучшающие жизнь общества.
Уникальные научные достижения
россий- ских ученых прошлого и
настоящего в обла- стях медицины,
сельского хозяйства, промышленности. Открытия И. В.
Мичурина и их влияние на развитие
страны. Возможности для
подрастающего поколения в познании
мира и личном развитии.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие нравственные идеалы

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

11

12

13

Как решать
конфликты и
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога

Профессия
— жизнь
спасать

Домашние питомцы.
Всемирный день
питомца

1

1

1

Конфликты и трудности —
естественный элемент развития
общества и каждого отдельного
человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению.
Со- вместные усилия и внимание
друг к другу как залог преодоления
трудностей. Правила разрешения
конфликтных ситуаций.
Формирующиеся ценности:
взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм
Спасатели — специалисты, которые
помога- ют людям в опасных
ситуациях. Спасатель и риск ради
другого человека. Профессиональные качества и навыки
спасателей. По- ведение в
экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой
жизни, правила безопасности.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу
Роль домашних питомцев в жизни
человека. Бережное отношение к
питомцам и ответ- ственность за их
жизнь — качества владель- ца
домашних животных. Всемирный
день питомца объединяет людей
всей планеты для укрепления
ценностей дружбы и забо- ты о

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
выполнение
ф
интерактивных
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

животных. Правила безопасности
при общении с животными.
Формирующиеся ценности:
милосердие

14

Россия — страна
победителей.
Ко Дню Героев
Отечества

1

Герои России с древнейших времен
и до современности. Традиции
героизма, муже- ства и
решительности — неотъемлемая
часть российской идентичности и
культурного кода. День Героев
Отечества — выражение
благодарности, признательности и
уважения за самоотверженность и
мужество.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
выполнение
ф
интерактивных
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

15

16

17

Закон и
справедливость. Ко
Дню Конституции

Совесть внутри нас

Календарь полезных
дел. Новогоднее
занятие

1

1

1

Конституция Российской Федерации
— ос- новной закон страны.
Конституция закре- пляет права и
свободы человека как выс- шую
ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных
ценно- стей российского общества.
Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина
России. Какие права и обязан- ности
есть у детей?
Формирующиеся ценности:
справедливость,
жизнь, достоинство, права и свободы
чело- века
Совесть — внутренний ориентир,
помогаю- щий отличить добро от
зла. Ключевая роль совести в
осуществлении личного выбора.
Влияние традиционных ценностей,
культуры и исторического опыта
страны на формиро- вание
нравственных ориентиров личности.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
Зимние каникулы — это время не
только для семейного досуга и отдыха,
но и добрых дел. Чем заняться на
каникулах, чтобы прове- сти время с
пользой: составление календа- ря.
Новогодние традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
выполнение
ф
интерактивных
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение

новогодней сказки для своих родных и творческих заданий
близких.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья,
единство народов России,
взаимопомощь

18

Как создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация

1

История развития отечественной
мульти- пликации. Отечественная
школа мультипли- кации и ее
достижения. Мировое признание
советских и российских
мультипликаци- онных фильмов.
Каждый фильм — это труд большой
команды профессионалов. Современная мультипликация, профессии
этой сферы.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над материальным, гуманизм

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
выполнение
ф
интерактивных
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

19

Музейное дело.
170 лет Третьяковской
галерее

20 Как создавать свой
бизнес?

1

1

Российские музеи — хранители
богатейшего материального и
нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление
государ- ственной политики.
Изучение, реставрация и
интерпретация памятников
искусства.
Третьяковская галерея —
крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного
достояния. Почему важно посещать
музеи? Профессии в сфере музейного
дела. Как создавать и развивать
школьный музей?
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над материальным,
служение Оте- честву
Бизнес — ответственный выбор
человека, возможность реализовать
свою мечту и при- нести пользу
обществу. Современные предприниматели и их возможности в
развитии отечественной экономики и
улучшении жизни людей. Бизнес —
это не только лич- ный успех, но и
ответственная командная работа. С
чего начать свое дело? О мерах
поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности:

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

коллективизм,
созидательный труд

21

Есть ли у знания
границы?
Ко Дню науки

1

Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся
представителей. Техноло- гическое
лидерство государства и развитие
науки. Как меняются научные
подходы с развитием цифровых
технологий? Государ- ственная
поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
откры- тия? Как стать ученым?
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
выполнение
ф
интерактивных
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Слушать,
22 слышать и
договариватьс
я.
Кто такие дипломаты?

Герой из соседнего
23 двора. Региональный
урок ко Дню
защитника Отечества

1

1

Дипломатия — важная сфера
деятельно- сти государства,
обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граж- дан.
Специфика дипломатической работы.
Диалог между государствами как
основа международной стабильности.
Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими
людьми и вести конструктив- ный
диалог.
Формирующиеся ценности:
историческая
память и преемственность
поколений, мно- гонациональное
единство
Герой — реальный человек,
живущий ря- дом с нами, чья жизнь
является примером для
окружающих. В каждом регионе
России живут выдающиеся герои,
отважные, муже- ственные и
трудолюбивые. Что такое геро- изм?
Какие качества отличают героя?
Формирующиеся ценности:
патриотизм,
единство народов России

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
выполнение
ф
интерактивных
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

24 День наставника

Большой. За
кулисами. 250 лет
25 Большому театру и
150 лет Союзу
театральных
деятелей России

1

1

День наставника — важный
государствен- ный праздник, который
позволяет закрепить статус
наставников, подчеркнуть значимость
этой деятельности и повысить ее
престиж.
Роль наставника в формировании и
профес- сиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их
наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник научной
педагогики в России. Как найти
наставника?
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству, созидательный труд
Российская драматургия, опера и
балет — часть мирового наследия.
Театр — целая семья разных
профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты,
дирижеры, гримеры и многие другие.
Почему достиже- ния русской
театральной школы широко
используются во многих странах
мира? Как стать актером и что для
этого нужно? Разви- тие школьных
театров в России.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над материальным,
созидательный труд

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

26 Как
справляться с
волнением?

27 65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики

1

1

Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в
жиз- ни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом
и психологиче- ском здоровье. Какие
полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное состояние?
Как их сформировать и придерживаться?
Формирующиеся ценности: жизнь
Россия — одна из ведущих
космических дер- жав. Развитие
космической отрасли — приоритетное направление национальных
про- ектов. Достижения прошлого
как предмет национальной гордости и
мотивация для бу- дущих свершений
отечественной космонав- тики. Как
устроен современный космодром?
Труд конструкторов, инженеров,
летчиков и других специалистов
открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству, историческая память

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Как мусор получает
28 «вторую жизнь»?
Технологии
переработки

Что значит работать
29 в команде? Сила
команды. Ко Дню
труда

1

1

Состояние планеты — личная
ответствен- ность каждого человека.
Почему об эколо- гии должен
заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как
причина роста количества мусора.
Климатические изменения,
загрязнение окружающей сре- ды.
Развитие системы переработки
отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформиро- вать у себя?
Формирующиеся ценности:
созидательный
труд
Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый вносит
свой значимый вклад в общее дело и
помогает добиться успеха.
Развитие умения слышать друг друга
и тру- диться вместе. Умение
слышать и трудиться сообща,
разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной
рабо- ты в истории страны.
Формирующиеся ценности:
коллективизм,
созидательный труд

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
выполнение
ф
интерактивных
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Песни о
30 войне. Ко
Дню Победы

31

Ценности, которые
нас объединяют

1

1

Военные песни как способ отражения
истории народа. Влияние песни на
чувство сопричастности истории
народа, сохране- ние памяти о
Великой Отечественной войне
последующими поколениями. Как
песни передают чувства, эмоции и
переживания создателей?
Формирующиеся ценности: единство
народов России, историческая память и
преем- ственность поколений
Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это
ориентир, который помогает
поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности
помогают чув- ствовать себя частью
народа, способствуют укреплению
общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает
человеку развиваться и достигать
успеха. Уникаль- ность каждого
человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в
сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением друг
к другу существует силь- ный и

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
выполнение
ф
интерактивных
заданий, работа в
группах, выполнение
творческих заданий

сплоченный народ.
Формирующиеся ценности:
традиционные
российские духовно-нравственные
ценности

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».