Элективный_курс_обществознания_10_11_класс 2025

1

2

I. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по обществознанию» для
учащихся 10-11 классов МБОУ СОШ 6 г. Ас т р а х а н и составлена в соответствии с:
o Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
o требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями от 29.06.2017);
o требованиями основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ СОШ 3 УИОП г. Усинска;
o требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 г. № 189;
o с учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 28.06.2016 г. №2/16-з).
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по обществознанию» для
учащихся 10-11 классов представлено модульной системой обучения, которая предполагает
наиболее благоприятные условия развития личности. Модули, включенные в данную
программу, представляют собой относительно самостоятельные единицы, которые можно
реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать под любые условия
организации учебного процесса.
Программа учебного (элективного) курса состоит из шести разделов: «Человек и
общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политическая система общества»,
«Конституция РФ», «Право».
Цель элективного курса «Избранные вопросы по обществознанию»: формирование
гармонично развитой личности, правовой культуры и правосознания, уважения к
общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям; воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма; развитие у
обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности
правовым принципам, закрепленным в Конституции и в законодательстве Российской
Федерации; создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и
другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном
динамично развивающемся российском обществе.

Задачами курса являются:

− закрепление изученного в основной школе материала курса «Обществознание»,

развитие возможностей интерпретации общественных явлений, углубление теоретических
представлений об общественных и социальных процессах и усиление способности
практического применения полученных знаний;
− развитие способностей самостоятельного получения знаний и их использования в
реальных общественных взаимоотношениях;

− понимание познания как фундаментального процесса, являющегося универсальным
источником знаний, освоение различных видов познания, разделение чувственного и
рационального познания, понимание критериев истины, истинного и ложного знания.

3

Учебный план школы отводит для обязательного изучения элективного курса «Избранные
вопросы по обществознанию» на уровне среднего общего образования в 10-11 классах 68 часов
(из расчёта 1 учебного часа в неделю).
УМК из федерального перечня:
1. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень
/ Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. ;
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2013. – 356 с.
2. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень
/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. ; Рос.
акад. наук, Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2013. – 352 с.
3. Обществознание: 10 класс : учебник для учащихся общеобразова- тельных учреждений
: базовый уровень / О.Б. Соболева, В.В. Барабанов, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин ; под общ.
ред. Г.А. Бордовского. – 2-е изд., дораб. и доп. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 256 с.
4. Воронцов, А.В. Обществознание: 11 класс: базовый уровень : учеб- ник для учащихся
общеобразовательных организаций / А.В. Воронцов, Г.Э. Королева, С.А. Наумов, К.С. Романов
; под общ. ред. Г.А. Бордовско- го. – 2-е изд., испр. и дораб. – М. : Вентана- Граф, 2013. – 328
с.
5. Никитин, А.Ф. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень : учебник / А.Ф. Никитин,
Г.И. Грибанова, А.В. Скоробогатько, Д.С. Мартьянов. – М. : Дрофа, 2013. – 236 с.
6. Никитин, А.Ф. Обществознание. Базовый уровень. 10 кл. : учебник / А.Ф. Никитин, Г.И.
Грибанова, Д.С. Мартьянов. – М. : Дрофа, 2013. – 191 с.
7. Обществознание/ Р.В. Пазин, И.В. Крутова – Москва . Эксмо, 2021. – 192 с. – (Учебные
таблицы. 5-11 классы).
Дополнительная литература:

1. Боголюбов, Л.Н. Школьный словарь по обществознанию. 10–11 класс. – М. :
Просвещение, 2016. – 96 с.
2. Брандт, М.Ю. Обществознание. Понятия и термины. Толковый сло- варь ФГОС. – М.
: Экзамен, 2017. – 128 с.
3. Котова, О.А. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Мето- дика подготовки.
Ключи и ответы : учеб. пособие для общеобразоват. ор- ганизаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова.
– М. : Просвещение, 2017. – 254 с.
4. Котова, О.А. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Прак- тикум и
диагностика : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. –
М. : Просвещение, 2017. – 248 с.
5. Котова, О.А. Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О.А. Котова, Т.Е.
Лискова. – М. : Издательство «Национальное образова- ние», 2017. – 224. с.
6. Маркин, С.А. Обществознание в схемах и таблицах : учеб. пособие для
общеобразовательных организаций. – М. : Омега-Л, 2017. – 160 с.
7.
Электронные формы учебников из федерального перечня (см. обяза- тельная
литература).
8.
Обществознание/ Р.В. Пазин, И.В. Крутова – Москва . Эксмо, 2021. – 192 с. –
(Учебные таблицы. 5-11 классы).
II. Планируемые результаты изучения курса
Планируемые результаты освоения программы элективного курса « Избранные вопросы
по обществознанию» на уровне среднего общего образования уточняют и конкретизируют
общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций
организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения
4

этих результатов:
1) развитие личности обучающихся средствами курса, предлагаемого для освоения
учебного предмета: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок; развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных

5

способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному
самоопределению;
2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления
целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, к овладению ключевыми
компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и
интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению)
проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий,
самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное
направление образования;
5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Личностные результаты:
1) отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной;
2) отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания; определение своего места в поликультурном мире;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
6) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
7) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику общественных отношений.

Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы

деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
6

деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных

7

типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.

Регулятивные универсальные учебные действия:

− умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные
стратегии решения задач;
− умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
− умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных
ситуациях;
− способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную,
общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ей оценку;
− умение генерировать идеи и определять средства для их реализации;
− умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Познавательные универсальные учебные действия:

− моделирование социально-политических процессов;
− владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы);
− способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебноисследовательской деятельности;
− понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями
и реальными объектами для их объяснения;
− овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки
теоретических моделей, процессов или явлений;
− овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
− чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать
информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы;
− умение анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их
возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

− умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над
задачами исследовательского характера;
− умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров;
− развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), включая умение
взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
− владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Предметные результаты:
В результате обучения учащийся научится по темам:
«Человек. Человек в системе общественных отношений»:
− выделять черты социальной сущности человека;
8

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять
роль агентов
социализации
на
основных
этапах
социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности
в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.

«Общество как сложная динамическая система»:

− характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
− выявлять,
анализировать,
систематизировать
и
оценивать
информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
− приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
− формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

«Экономика»:
– раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные

доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность разных финансовых институтов, выделять задачи, функции
и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для
экономики в целом и для различных социальных групп;
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
9

– определять причины безработицы, различать ее виды;

10

– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в
области занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста:
ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

«Социальные отношения»:
– выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре

общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать
на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать
санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной
ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры
способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном
этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие
на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в
современном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую
ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействия с другими людьми с позиций
толерантности.
11

«Политика»:

12

– выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в
политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества,
раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма
в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в
политике.

«Правовое регулирование общественных отношений»:
–
–
–
–
–

сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией
гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных
обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать
способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
13

– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
прав человека.
В результате обучения учащийся получит возможность научиться по темам:

«Человек. Человек в системе общественных отношений»:
– использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной

жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
– характеризовать основные методы научного познания;
– выявлять особенности социального познания;
– различать типы мировоззрений;
– объяснять специфику взаимовлияния двух миров – социального и природного – в
понимании природы человека и его мировоззрения;
– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и
аргументировать ее.

«Общество как сложная динамическая система»:
– устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни
общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине
общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах
(текст, схема, таблица).

«Экономика»:
–
–
–
–
–
–
–
–
–

выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
выявлять противоречия рынка;
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;
– оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
– раскрывать фазы экономического цикла;
– высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
14

глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать
оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового
экономического развития, экономического развития России.

15

«Социальные отношения»:
– выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность

самореализации молодежи в современных условиях;
– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных
конфликтов;
– выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;
– толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным
этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в
современном мире;
– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
– анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

«Политика»:
– находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
– выделять основные этапы избирательной кампании;
– в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
– характеризовать особенности политического процесса в России;
– анализировать основные тенденции современного политического процесса.

«Правовое регулирование общественных отношений»:
– действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в

разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия
закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.

2010

III. Содержание курса
10

Класс

Раздел 1. Политическая система общества – 10 часов
1. Понятие и признаки государства.
2. Государственноеустройство.
3. Функции государства.
4. Политический режим.
5. Демократия: ее признаки, виды.
6. Политический процесс.
7. Политические партии.
8. Политическая элита и политическое лидерство.
9. Итоговое повторение раздела «Политическая система».
10. Резервный час.
Раздел 2. Человек и общество – 10 часов
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Социализация индивида.
3. Деятельность
4. Познание мира.
5. Общество как форма жизнедеятельности людей.
6. Духовная культура общества.
7. Искусство, его основные функции.
8. Образование как социальный институт.
9. Итоговое повторение раздела «Человек и общество».
10. Резервный час.

Раздел 3. Экономика – 15 часов
11. Экономика и экономическая наука.
12. Экономические системы.
13. Спрос и предложение.
14. Конкуренция и ее виды.
15. Экономика фирмы.
16. Роль государства в экономике.
17. Инфляция.
18. Безработица.
19. Банковская система.
20. Финансовые институты.
21. Налоги.
22. Государственный бюджет.
23. Ценные бумаги.
24–25. Итоговое повторение раздела «Экономика».
26. Резервный час.
11

Раздел 4. Социальные отношения – 9 часов
27. Социальные группы.
28. Социальная стратификация.
29. Социальная мобильность.
30. Семья.
31. Социальный контроль.
32. Социальный конфликт.
33. Итоговое повторение раздела «Социальные отношения».
34. Итоговое повторение раздела «Социальные отношения».

11 класс
Раздел 5. Конституция Российской Федерации – 13 часов
45. Повторение темы политической сферы в жизни.
46. Конституция Российской Федерации.
47. Основы конституционного строя Российской Федерации.
48. Права и свободы человека и гражданина.
49–50. Федеративное устройство Российской Федерации.
51–52. Организация государственной власти в Российской Федерации. 53–54. Итоговое
повторение раздела «Конституция Российской Федерации».
55. Резервный час.

Раздел 6. Право – 12 часов
56–57. Право, его роль в жизни общества и государства.
58. Субъекты гражданского права.
59. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты.
60. Семейное право.
61. Трудовое право.
62. Юридическая ответственность.
63. Правоохранительные органы.
64. Гражданское процессуальное право.
65. Особенности уголовного процесса.
66–67. Итоговое повторение раздела «Право».
68. Обобщающее повторение.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».