электив обществознание 7 класс 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа элективный курс по обществознанию «Человек и общество» для 7 класса составлена на основе ФГОС ООО,
Примерных программ основного общего образования и авторской рабочей программы (Рабочие программы к предметной линии учебников под
редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.
Иванова и др.-М.: Просвещение, 2011)
1. Общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «Обществознание»
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического

мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения, к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных
социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
сферах
• человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и
гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
-содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
-формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование,
ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
-выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и
социальными группами;
-помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
-ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
2. Общая характеристика элективного курса по обществознанию «Человек и общество»
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина
Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды
преступлений. Соответственно предмет «Обществознание» даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в

определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты,
раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён
необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт
представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено
рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных
благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального
поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной
проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Изучение содержания курса по обществознанию в 7 классе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ
дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач
этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование
разнообразных средств и методов обучения. Развитию у учащихся 7-х классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому
поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей
продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности
3. Описание места, курса в учебном плане школы
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она
конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса по обществознанию «Человек и общество»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию,
являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам
как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании
необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими
поколениями;
Метапредметные результаты
изучения
обществознания
выпускниками
основной
школы
проявляются
в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности
людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ро лей в
пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в
жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни,
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

•
приверженность
гуманистическим
и
демократическим
ценностям,
патриотизму
и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном
обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
•понимание
роли
искусства
в
становлении
личности
и
в
жизни
общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
5. Содержание программы элективного курса по обществознанию «Человек и общество» для 7 класса
Вводный урок– 1 час
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. (12 ч).
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенности правового статуса несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и
справедливость. Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского
долга. Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и
внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный
человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы
Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан.
Глава 2. Человек в экономических отношениях (14 ч.)
Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители. Мастерство работника.
Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование

труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.
Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить.
Выручка и прибыль производителя. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в
предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена.
Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и
произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые
услуги, предоставляемые гражданам.
Глава 3. Человек и природа (5 ч.)
Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения
окружающей среды. Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Законы
Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Заключительные уроки (3ч.)
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Используемый учебно-методический комплекс:
 Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М:
Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт.
 Рабочей тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2017.
 Методические рекомендации по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва.
«Просвещение» 2008.
 Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Поздеев А.В. Москва. «ВАКО» 2009.
Литература для учителя:
 Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
 Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
 Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
 Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».
 Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для учителя с дидактическими материалами
/А.Ю.Лабезникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.
 Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф.
Ивановой. – М: ВАКО, 2012.
 Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
 Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011










Е.Л. Рутковская, Т.Е.Лискова. Сборник заданий Обществознание. ЕГЭ 2010. М., 2009.
17. С.А. Нижников. Тесты по обществознанию. Учебное пособие. «Экзамен» М., 2006.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. М., «Дрофа» 2001.
Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию:
Материалы к курсу.— М., 1998.
Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999.

Для обучающихся:
 Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М:
Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт.
 Рабочей тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2017.
 Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2012
 Конституция РФ. М., 2002.
 Декларация прав ребенка;
 Конвенция о правах ребенка.
 Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 1995.
 Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
 Обществознание. Пособие-репетитор.-Ростов-на-Дону, 2008 г.
 Справочник школьника, Обществознание –Москва, 2003 г.
 Словарь исторических и общественно-политических терминов -Москва. 2005 год.
 . Б.А. Райзберг. Твоя экономика. Учебное пособие М., 1996.
 19. Краткий экономический словарь школьника. М., «просвещение» 1993.
 20. Детский экономический словарь. М., «просвещение» 1993.
 21. Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся. М., «Просвещение» 2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm —
Образовательные
ресурсы
Интернета
—
обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru —
Экономика.
Социология.
Менеджмент.
Федеральный
образовательный
портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.
http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.
http://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.
http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.
http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
http://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.
http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
Обществознание: 8—11 классы: программное средство учебного назначения на основе мультимедиа. — М., 2004.
7. Требования к результатам обучения
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная),
когнитивная (познавательная), информационно - технологическая, коммуникативная. Результаты усвоения социально-адаптивной,
информационно-технологической и коммуникативной компетентностей:
– способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

– способность выделять в тексте главное и второстепенное;
– способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
– способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
– способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
– способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в
соответствии с целью;
– способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
– способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
– способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
– способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
– способность оценивать и корректировать своё поведение н социальной среде.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами.
Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и
учащихся.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся. Оценка личностных результатов в текущем образовательном
процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; - участие в общественной жизни образовательного
учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках
системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки
достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Основным объектом оценки предметных
результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного
материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа,
терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам , решение исторических
задач, кроссвордов и т.д.

8. Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию

Отметка
Содержание
Общая информация

Тема

Применение
проблемы

% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

/ 2

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию
3
4
5

Тема
предмета
не Информация частично
очевидна. Информация не изложена.
В работе
точна или не дана.
использован
только
один ресурс.
Не раскрыта и не ясна Тема частично раскрыта.
тема урока. Объяснения Некоторый
материал
некорректны,
запутаны изложен некорректно.
или не верны.
Не определена область
и применения данной темы.
Процесс
решения
неточный
или
неправильный.

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Достаточно
точная
информация.
Использовано
более
одного ресурса.
Сформулирована
и
раскрыта тема урока.
Ясно изложен материал.

Данная
информация
кратка
и
ясна.
Использовано
более
одного ресурса.
Сформулирована
и
раскрыта тема урока.
Полностью
изложены
основные аспекты темы
урока.
Отражены
некоторые Отражены
области Отражены
области
области
применения применения
темы. применения
темы.
темы. Процесс решения Процесс
решения Изложена
стратегия
неполный.
практически завершен.
решения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации
Максимальное
количество баллов

Титульный слайд с заголовком
Минимальное количество – 10 слайдов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации
Вставка графиков и таблиц
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

5
10
5
15
10
10

Оценка
группы

Оценка
учителя

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы
Слайды представлены в логической последовательности
Красивое оформление презентации
Слайды распечатаны в формате заметок.
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:

5
10
5
10
5
90

Нормы оценки знаний учащихся по элективному курсу по обществознанию «Человек и общество»
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и
демонстрирует следующие знания и умения:
 логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное
явление или процесс;
 сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
 делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
 сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по
отношению к иным взглядам;
 применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
 оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
 раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
 продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не
искажающие общего правильного смысла;
 верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;
 продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа
не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
 не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
 дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
 дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
 демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
 делает элементарные выводы;

 путается в терминах;
 не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
 не может аргументировать собственную позицию;
 затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
 справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
 не увидел проблему, не смог ее сформулировать;
 не раскрыл проблему;
 представил информацию не в контексте задания;
 или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».