Разговор о важном 10-11 класс 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее —
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участника- ми
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
● в формировании его российской идентичности;
● в формировании интереса к познанию;
● в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и ува-

жительного отношения к правам и свободам других;
● в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и право-

вых норм;
● в создани и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
● в развитии у школьников общекультурной компетентности;
● в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
● в осознании своего места в обществе;
● в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
● в формировании готовности к личностному самоопределению.

Нормативно-правовую

основу

рабочей

программы

курса

внеурочной

деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».
1

2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии

национальной безопасности Российской Федерации».
3.

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809

«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению

традиционных

российских

духовно-нравственных

ценностей».
4.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015

№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до
2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
6.

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».

7.

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».

8.

Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».

9.

Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».

10.

Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении

федеральной образовательной программы среднего общего образования».
11.

Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации
цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).

Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9
и 10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в
неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
2

особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую

позицию

по

обсуждаемым

темам

(например,

познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и
т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и
содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это
позволяет на практике соединить учебную и воспитательную деятельность
педагога,

ориентировать

её

не

только

на

интеллектуальное, но и

на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого
на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться
точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения
нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз
будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному осознанному их принятию.
Наличие

сценариев

внеурочных

занятий

не

означает

формального

следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности

территории,

где

функционирует

данная

образовательная

организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся,

целесообразно

уточнить

(изменить,

скорректировать)

и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной

и

многообразной

деятельностью,

позволяющей

раскрыть

потенциал каждого; используя разныеформы работы; устанавливая во время
занятий до-брожелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия
ценностным

содержанием.

Задача

педагога,

организуя

беседы,

дать

возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
3

поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением)

Государственного

гимна

Российской

Федерации.

Это

мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная,
вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра

видеоматериала,

оценка

которого

является

введением в

Основная часть строится как сочетание разнообразной

деятельности

дальнейшую содержательную часть занятия.
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной

(беседы,

обсуждение

видеоролика),

практической

(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека.
Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий
на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения
разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного
образования.
Русский

язык

в

эпоху

цифровых

технологий.

Русский

язык

—

государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения
в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная
и понятная речь — признак образованного человека и
будущем.

Правила

использования

стилей

залог

успеха

в

речи в современной

коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого

человека?

Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают
учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий:
как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом —
это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества.
Контроль распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии
и достижения отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и
эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и
детей. Музыка как вид искусства. Состояние развития современной
отечественной музыки: ее жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание
безусловной

ценности

каждого

человека.
5

Осознанное

уважительное

отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О
роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных
ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и
проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших предках и культурного кода
страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан
в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви,
уважении, дружбе, принятии и самореализации.Роль цифровых технологий в
расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность
уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных
отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве,
медицине,

промышленности

и

т.д.

Мировое

признание

достижений

отечественной научной школы. Открытия И.В. Мичурина и их влияние на
развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании
мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и
каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их
разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог
6

преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека.
Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила
безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев
в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к
питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать
безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России
с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и
решительности

—

неотъемлемая

часть

российской

идентичности и

культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и
свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание
законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие
права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного
выбора. Роль в формировании нравственности традиционных ценностей,
культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время
не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на
каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние
традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для
своих родных и близких.
7

Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития
отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных
фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи
— до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —
хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение

исторического и

государственной

политики.

культурного
Изучение,

наследия

реставрация

как
и

направление

интерпретация

памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный
музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и
улучшении жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и
ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для
молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие
российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с
развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия
— важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог
между государствами как основа международной стабильности. Навыки для
жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести
конструктивный диалог.
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
8

Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник,
который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость
этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и
профессиональном
наставники.

развитии

личности.

Знаменитые

россияне и их

К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в

России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Русский театр — это не просто сцена и кулисы,
это зеркало общества, отражающее эпохи, нравы и судьбы страны. Театр — семья
разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры,
гримеры и многие другие. Достижения русской театральной
школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как
их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление
национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной
гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Труд
конструкторов, инженеров, летчиков и других

специалистов открывает для

страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об
экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как
причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение
9

окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль
государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда —
это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в
общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга
и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и
вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих
событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на
чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой
Отечественной войне последующими поколениями. Как песни передают
чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха.
Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают
общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением
друг к другу существует сильный и сплоченный народ.

10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обу- чающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных образова- тельных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающих- ся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; цен- ность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к обучению и лич- ностному
развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностносмысловых установок, антикоррупционного мировоз- зрения, правосознания, экологической культуры, способности
ставить цели и строить жизненные планы; готовность обучающихся руководствоваться си- стемой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотическо- го воспитания, духовно-нравственного
воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознания ценности научного познания, а также
результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действия- ми: владеть навыками познавательной,
учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; проявлять способность и готов- ность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; проявлять готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владеть на- выками получения необходимой информации из словарей разных типов, уметь
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников; ис- пользовать средства информационных и коммуникационных технологий в ре-

шении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; определять
назначение и функции различных социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действи- ями: продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной де- ятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми средствами — уметь ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: самостоятельно определять цели
деятельности и составлять планы деятельно- сти; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в раз- личных ситуациях; самостоятельно оценивать и принимать решения, определя- ющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; владеть навыками познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ сво- его знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет
отношение содержание курса внеуроч- ной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского лите- ратурного языка и развитие умения применять
знания о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за соб- ственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения нали- чия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной
информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефера- тов, сочинений
различных жанров; знание содержания произведений русской имировой классической литературы, их историко-культурного

и нравствен- но-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; формирование представлений об
изобразительно-выразительных возможно- стях русского языка; формирование умений учитывать исторический, истори- кокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность
выявлять в художественных тек- стах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрну- тых
аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике стра- ны/стран изучаемого языка; развитие
умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и связан- ных с ней процессов в окружающем мире;
формирование базовых навыков и умений

по

соблюдению

требований

техники

безопасности,

гигиены и

ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического
познания и роли в решении задач про- грессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом зна- ний
об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
формирование умений приме- нять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности,
поликультурном общении; развитие умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической
тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развива- ющейся системе в единстве и взаимодействии
его основных сфер и институтов; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, ие- рархические и
другие связи социальных объектов и процессов; формирование представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; формирование представлений о ме- тодах познания
социальных явлений и процессов; владение умениями приме- нять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать

последствия принимаемых решений; развитие навыков оценивания социальной информа- ции, умений поиска информации в
источниках различного типа для рекон- струкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений
и процессов общественного развития.
География: формирование представлений о современной географической науке, её участии в решении важнейших
проблем человечества; владение гео- графическим мышлением для определения географических аспектов природ- ных,
социально-экономических и экологических процессов и проблем; форми- рование системы комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяй- ства, о
динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; владение
умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями использовать карты разного
содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о
социально-экономических

и

экологических

природных

процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и

интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды,
адаптации к изменению её условий; формирование представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации
и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; владение основными методами
научного познания; формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из
разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Темы занятий

п/

Количеств

Основное содержание

Виды

о часов

Электронные

деятельности

п

ресурсы

обучающихся
Обучение

—

важный

процесс Эвристическая

развития че- ловека. Роль знаний в беседа, просмотр
развитии
1

Зачем

человеку 1

учиться?

личности

и

общества. видеофрагментов,

Влияние цифровых технологий на выполнение

разговорыоважном.р

приобретение

ф

знаний.

Развитие интерактивных

навыков работы в команде, уважения заданий,
разных
конфликтов

мнений,
и

работа

в

разрешения группах, выполнение

эмпатии

в

ходе творческих заданий

школьного образования.
Формирующиеся

ценности:

жизнь,

созидательный труд, патриотизм
Русский язык — государственный
язык,

2

объединяющий

Эвристическая

многонациональную семью народов

беседа, просмотр

Российской Федерации. Современ-

видеофрагментов,

Русский язык в эпоху 1

ное разнообразие русского языка,

выполнение

разговорыоважном.р

цифровых технологий

измене- ния в устной и письменной

интерактивных

ф

речи под влия- нием цифровой среды.

заданий,

работа

в

Грамотная, логичная и понятная речь

группах, выполнение

— признак образованного человека и

творческих заданий

залог успеха в будущем. Правила
использования

стилей

речи

в

современной коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, патриотизм
Что такое цифровой суверенитет?
Как
Цифровой
3

суверенитет
страны

1

обеспечивается

цифровая

Эвристическая

безопасность государства и каждого

беседа, просмотр

человека? Возмож- ности цифрового

видеофрагментов,

мира: как современные технологии

выполнение

разговорыоважном.р

помогают

интерактивных

ф

учиться,

работать

и

осваивать новые горизонты. Мир заданий,

работа

в

цифровых профессий: как создаются

группах, выполнение

новые

творческих заданий

техноло-

гии?

Правила

безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.
Формирующиеся
патриотизм,

ценности:

права и свободы человека

Мирный атом — это использование
атомной энергии в мирных целях на Эвристическая

4

Мирный атом.

благо

День

распространения атомной энергии. видеофрагментов,

разговорыоважном.р

атомной

Уникальные атомные технологии и выполнение

ф

промышленности

достижения отечественной научной интерактивных

работника 1

человече-

школы.

ства.

Влияние

Контроль беседа, просмотр

экологически заданий,

работа

в

чистых и эффектив- ных источников группах, выполнение
энергии на будущее челове- чества.
Формирующиеся

творческих заданий

ценности:

патриотизм, созидательный труд
Русская культура — признанное Эвристическая
мировое

достояние

Реализация
5

О

твор-

человечества. беседа, просмотр
ческого видеофрагментов,

потенциала взрослых и детей Му- выполнение

разговорыоважном.р

творчестве.

зыка как вид искусства. Состояние интерактивных

ф

Ко

развития

музыки

1
Дню

современной заданий,

отечественной музыки: жанры

приоритет ду-

в

и группах, выполнение

направления.
Формирующиеся

работа

творческих заданий
ценности:

ховного над материальным, служение
Оте- честву

Уважение

—

безусловной

это

понимание

ценности

каждого Эвристическая

человека. Осознанное уважительное беседа, просмотр
отношение к людям, к чу- жому видеофрагментов,
6

Что

такое

уважение?
Дню учителя

Ко

1

труду, к государству — фундамент выполнение

разговорыоважном.р

гармоничного развития общества. интерактивных

ф

Правила

общения внутри семьи, заданий,

работа

в

школы и коллектива. Подготовка к группах, выполнение
взрослой жизни и формиро- вание творческих заданий
ответственности. О роли педагога в
воспитании личности.
Формирующиеся

ценности:

взаимоуважение,
служение

Отечеству

ответственность за его судьбу

и

7

Семья как ценность в жизни каждого

Эвристическая

чело- века, основа любого общества.

беседа, просмотр

Как понять друг друга 1

Формиро- вание общих семейных видеофрагментов,

разговорыоважном.р

разным поколениям?

ценностей — залог взаимопонимания

ф

выполнение

в семье. Преодоление конфликтов и интерактивных
проблем

в

общении

за

счет

взаимоуважения и обмена опытом.

заданий,

работа

группах, выполнение

Формирующиеся ценности: крепкая творческих заданий
семья

в

Города России: разнообразие культур,
язы-

ков

и

вековых

традиций. Эвристическая

Единство народов, проживающих на беседа, просмотр
О
8

городах

России. Ко Дню

территории Российской Федерации. видеофрагментов,
1

Древнейшие

города

России

информации

о

как выполнение

народного

хранители

единства

предках и культурного кода страны. заданий,

разговорыоважном.р

наших интерактивных
работа

ф
в

Изучение россий- ских городов — группах, выполнение
изучение страниц истории Отечества. творческих заданий
Роль государства в развитии ма- лых
городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Формирующиеся ценности: единство
народов России, гражданственность
Современное
совокупность

общество
разных

—
людей,

отличных друг от друга, но имеющих
Общество
9

безграничных
возможностей

Эвристическая
беседа, просмотр

единые потребности в любви, ува- видеофрагментов,
1

жении,

дружбе,

самореализации.
технологий

принятии
Роль

в

и

цифровых
расширении

выполнение

разговорыоважном.р

интерактивных

ф

заданий,

работа

в

возможностей

участия

общественных

в

про-

цессах.

группах, выполнение
творческих заданий

Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа
гармонич- ных отношений в обществе.
Формирующиеся

ценности:

жизнь,

взаимоуважение
Генетика

Селекция
10

и

генетика. К 170-

и

селекция

перспективные

об-

улучшающие

жизнь

Уникальные

ласти

научные

—
науки, Эвристическая

общества. беседа, просмотр
достижения видеофрагментов,

россий- ских ученых прошлого и выполнение

разговорыоважном.р

летию

настоящего.

интерактивных

ф

И. В. Мичурина

Открытия И. В. Мичурина и их

заданий,

влияние

группах, выполнение

1

на

Возможности

развитие
для

страны.

подрастающего

поколения в познании мира и личном
развитии.
Формирующиеся
патриотизм, высокие нравственные идеалы

ценности:

работа

творческих заданий

в

Конфликты

и

естественный
Как
11

решать

конфликты

и

1

трудности
элемент

общества

и

каждого

человека.

Поиск

—

развития
отдельного

причины

кон-

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение

разговорыоважном.р
ф

справляться

фликтов как ключ к их разрешению.

интерактивных

с трудностями.

Со- вместные усилия и внимание друг

заданий,

Ко Дню психолога

к

группах, выполнение

другу

как

трудностей.

залог

преодоления

Правила

разрешения

работа

в

творческих заданий

конфликтных ситуаций.
Формирующиеся

ценности:

взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм
Спасатели — специалисты, которые
помога-

ют

людям

в

опасных Эвристическая

ситуациях. Спасатель и риск ради беседа, просмотр
12

Профессия
—

жизнь

спасать

1

другого

человека.

Профессио- видеофрагментов,

разговорыоважном.р

нальные

качества

и

ф

спасателей.

По-

навыки выполнение

ведение

в интерактивных

экстремальных ситуациях. Ответ-

заданий,

работа

в

ственное отношение к своей и чужой группах, выполнение
жизни, правила безопасности.
Формирующиеся

ценности:

творческих заданий

патриотизм, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу

Роль домашних питомцев в жизни Эвристическая
человека. Бережное отношение к

беседа, просмотр

питомцам и ответ- ственность за их видеофрагментов,
13

Домашние

питомцы. 1

Всемирный

день

питомца

жизнь

—

качества

выполнение

разговорыоважном.р

домашних животных. Всемирный

интерактивных

ф

день питомца объединяет людей

заданий,

всей

группах, выполнение

планеты

для

владель-

ца

укрепления

работа

в

ценностей дружбы и забо- ты о творческих заданий
животных. Правила безопасности
при общении с животными.
Формирующиеся

ценности:

милосердие
Герои России с древнейших времен и
до

современности.

героизма,
14

Россия

—

победителей.

страна 1

муже-

решительности

—

Традиции Эвристическая
ства

и беседа, просмотр

неотъемлемая видеофрагментов,

часть российской идентичности и выполнение

разговорыоважном.р
ф

Ко

Дню

Отечества

Героев

культурного

кода.

День

Героев интерактивных

Отечества

—

выражение заданий,

благодарности,

признательности

работа

и группах, выполнение

уважения за самоотверженность и творческих заданий
мужество.
Формирующиеся

ценности:

патриотизм, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу

в

Конституция Российской Федерации
—

ос-

новной

закон

страны. Эвристическая

Конституция закре- пляет права и беседа, просмотр
свободы человека как выс- шую видеофрагментов,
15

Закон
справедливость.

и 1
Ко

Дню Конституции

ценность. Справедливость — одна из выполнение

разговорыоважном.р

важнейших

ф

духовно-нравственных интерактивных

ценно- стей российского общества. заданий,

работа

в

Знание законов страны как прямая группах, выполнение
обязанность

каждого

гражданина творческих заданий

России. Какие права и обязан- ности
есть у детей?
Формирующиеся

ценности:

справедливость,
жизнь, достоинство, права и свободы
чело- века
Совесть — внутренний ориентир, Эвристическая
помогаю- щий отличить добро от беседа, просмотр
16

Совесть внутри нас

1

зла.

Ключевая

осуществлении
Влияние

роль

совести

личного

традиционных

в видеофрагментов,

разговорыоважном.р

выбора. выполнение

ф

ценностей, интерактивных

культуры

и исторического опыта заданий,

страны

на

формиро-

работа

в

вание группах, выполнение

нравственных ориентиров личности. творческих заданий
Формирующиеся

ценности:

патриотизм, созидательный труд
Зимние каникулы — это время не Эвристическая
только для семейного доcуга и отдыха, беседа, просмотр
но и добрых дел. Чем заняться на видеофрагментов,
17

Календарь
дел.

полезных 1
Новогоднее

занятие

каникулах, чтобы прове- сти время с выполнение

разговорыоважном.р

пользой: составление календа- ря. интерактивных

ф

Новогодние традиции народов России. заданий,
Подарки,

создание

работа

в

атмосферы группах, выполнение

новогодней сказки для своих родных и творческих заданий
близких.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья,
единство

народов

России,

взаимопомощь

Как
18

создают

мультфильмы?
Мультипликация,

История

развития

отечественной

мульти-

пликации.

Отечественная Эвристическая

школа
1

мультипли-

достижения.
советских

кации

Мировое
и

и

ее беседа, просмотр

признание видеофрагментов,
российских выполнение

разговорыоважном.р
ф

анимация

мультипликаци-

онных

фильмов. интерактивных

Каждый фильм — это труд большой заданий,
команды

профессионалов.

работа

Совре- группах, выполнение

менная мультипликация, профессии творческих заданий
этой сферы.
Формирующиеся

в

ценности:

приоритет духовного над материальным, гуманизм

Российские

музеи

богатейшего

19

—

хранители

материального

и

нематериального наследия страны.

Эвристическая

Сохранение исторического и куль-

беседа, просмотр

Музейное дело.

турного наследия как направление

видеофрагментов,

170 лет Третьяковской 1

государ-

выполнение

разговорыоважном.р

галерее

Изучение,

интерактивных

ф

ственной

политики.

реставрация

и

интерпретация памятников искусства.

заданий,

работа

в

Третьяковская галерея — крупнейший группах, выполнение
музей русского искусства и объект творческих заданий
всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и
развивать школьный музей?
Формирующиеся

ценности:

приоритет духовного над материальным, служение
Оте- честву

Бизнес

20

Как создавать свой

1

бизнес?

—

ответственный

выбор

человека, возможность реализовать

Эвристическая

свою мечту и при- нести пользу

беседа, просмотр

обществу.

видеофрагментов,

Современные

пред-

приниматели и их возможности в

выполнение

разговорыоважном.р

развитии отечественной экономики и

интерактивных

ф

улучшении жизни людей. Бизнес —

заданий,

это не только лич- ный успех, но и

группах, выполнение

ответственная командная работа. С

творческих заданий

работа

в

чего начать свое дело? О мерах
поддержки

для

молодых

предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся

ценности:

коллективизм,
созидательный труд
Богатейшее
науки

21

и

наследие
ее

российской
выдающихся

Эвристическая

представителей. Техноло- гическое

беседа, просмотр

лидерство государства и развитие

видеофрагментов,

разговорыоважном.р

границы?

науки.

выполнение

ф

Ко Дню науки

подходы

Есть ли у знания

1

Как

меняются

научные

с

развитием

цифровых

технологий?

Государ-

ственная

интерактивных
заданий,

работа

в

поддержка науки и молодых уче-

группах, выполнение

ных. Как происходят современные

творческих заданий

откры- тия? Как стать ученым?
Формирующиеся
патриотизм, созидательный труд

ценности:

Дипломатия

—

деятельно-

сти

сфера

государства,

Эвристическая

обеспечивающая защиту интересов

беседа, просмотр

государства и российских граж- дан.

видеофрагментов,

Специфика дипломатической работы.

выполнение

разговорыоважном.р

договариватьс

Диалог между государствами как

интерактивных

ф

я.

основа международной стабильности.

заданий,

Кто такие дипломаты?

Навыки для жизни: как научиться

группах, выполнение

договариваться

творческих заданий

Слушать,
22

важная

слышать

и

1

с

окружающими

работа

в

людьми и вести конструктив- ный
диалог.
Формирующиеся

ценности:

историческая
память

и

поколений,

преемственность

мно-

гонациональное

единство
Герой

23

—

реальный

человек,

Эвристическая

Герой из соседнего

живущий ря- дом с нами, чья жизнь

беседа, просмотр

двора. Региональный 1

является

видеофрагментов,

разговорыоважном.р

урок

Дню

окружающих. В каждом регионе

выполнение

ф

защитника Отечества

России живут выдающиеся герои,

интерактивных

ко

отважные,

примером

муже-

ственные

для

и заданий,

работа

в

трудолюбивые. Что такое геро- изм?

группах, выполнение

Какие качества отличают героя?

творческих заданий

Формирующиеся

ценности:

патриотизм,
единство народов России

День

24

День наставника

1

наставника

—

важный

государствен- ный праздник, который

Эвристическая

позволяет

беседа, просмотр

закрепить

статус

наставников, подчеркнуть значимость

видеофрагментов,

этой деятельности и повысить ее

выполнение

разговорыоважном.р

престиж.

интерактивных

ф

Роль наставника в формировании и заданий,
профес-

сиональном

работа

развитии группах, выполнение

личности. Знаменитые россияне и их творческих заданий
наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник

научной

педагогики в России. Как найти
наставника?
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, созидательный труд

в

Русский театр — это не просто сцена
и кули- сы, это зеркало общества, Эвристическая
отражающее эпо- хи, нравы и судьбы беседа, просмотр
Большой.
25

За

кулисами. 250 лет

страны.
1

Большому театру и
150

лет

Союзу

Театр

—семья

разных видеофрагментов,

профессий: декораторы, костюмеры, выполнение

разговорыоважном.р

режиссеры, музыканты, дирижеры, интерактивных

ф

гриме-

ры

театральных

Достижения

деятелей России

школы,
практику.

и

многие

русской

вошедшие

работа

в

театральной группах, выполнение
в

Развитие

другие. заданий,

мировую творческих заданий
школьных

театров в России.
Формирующиеся

ценности:

приоритет духовного

над

материальным,

созидательный труд
Волнение как естественное состояние

Эвристическая

человека перед важным событием в беседа, просмотр
жиз- ни. Контроль эмоционального видеофрагментов,
26

Как

состояния, забота о своем физическом выполнение

разговорыоважном.р

справляться с

и психологиче- ском здоровье. Какие интерактивных

ф

волнением?

полезные

1

привычки

положительно заданий,

работа

в

влияют на эмоциональное состояние? группах, выполнение

Как их сформировать и придер- творческих заданий
живаться?
Формирующиеся ценности: жизнь

Россия

—

одна

космических

из

держав.

космической
65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики

1

Развитие Эвристическая

отрасли

приоритетное
27

ведущих
— беседа, просмотр

направление видеофрагментов,

национальных проектов. Достижения выполнение

разговорыоважном.р

прошлого как пред- мет национальной интерактивных

ф

гордости и мотивация для будущих заданий,
свершений

отечественной

навтики.

Труд

инженеров,

работа

космо- группах, выполнение

конструкторов, творческих заданий

летчиков

и

других

специалистов открывает для страны и
всего человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, историческая память

в

Состояние

планеты

—

личная

ответствен- ность каждого человека.
Почему

28

об

эколо-

гии

Как мусор получает

заботиться каждый человек?

«вторую

Неосознанное

жизнь»? 1

Эвристическая

должен беседа, просмотр
видеофрагментов,

потребление

как

выполнение

разговорыоважном.р
ф

Технологии

причина роста количества мусора.

интерактивных

переработки

Климатические

заданий,

изменения,

загрязнение окружающей сре- ды.
Развитие

системы

работа

в

группах, выполнение

переработки творческих заданий

отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформиро- вать у себя?
Формирующиеся

ценности:

созидательный
труд
Команда

—

это

друзья

и

единомышленники, где каждый вносит Эвристическая

29

Что значит работать

свой значимый вклад в общее дело и беседа, просмотр

в

Сила 1

помогает добиться успеха.

видеофрагментов,

разговорыоважном.р

Дню

Развитие умения слышать друг друга

выполнение

ф

и

Умение

интерактивных

сообща,

заданий,

команде?

команды.
труда

Ко

тру-

слышать

диться
и

вместе.

трудиться

работа

в

разделять успех и вместе пережи- группах, выполнение
вать неудачу. Примеры коллективной

творческих заданий

рабо- ты в истории страны.
Формирующиеся

ценности:

коллективизм,
созидательный труд
Песня была участницей многих
великих

30

Песни

о

войне.

Ко

Дню Победы

1

сверше-ний.

В

ней

отразилась история, судьба вели-

Эвристическая

кой страны. Влияние песни на

беседа, просмотр

чувство сопричастности истории

видеофрагментов,

народа,

выполнение

разговорыоважном.р

Великой Отече- ственной войне

интерактивных

ф

последующими

ниями.

заданий,

героях

группах, выполнение

сохранение

Сохранение

памяти

поколе-

памяти

о

о

Великой Отечественной войны как
нрав- ственная ценность нашего
народа.
Формирующиеся ценности: единство
народов России, историческая память и
преем- ственность поколений

работа

творческих заданий

в

Занятие проходит по итогам всех
занятий

года.

ориентир,

31

Ценности, которые
нас объединяют

1

Ценности
который

—

это

помогает

поступать правильно и ответствен- но.

Эвристическая

Традиционные

беседа, просмотр

ценности

помогают

чув- ствовать себя частью народа,

видеофрагментов,

разговорыоважном.

способствуют укреплению общества и

выполнение

рф

развитию страны.

интерактивных

Следование

ценностям

помогает

заданий,

работа

в

человеку развиваться и достигать

группах, выполнение

успеха. Уникаль- ность каждого

творческих заданий

человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в
сочетании

с

единством,

взаимопомощью и уважением друг к
другу существует силь- ный

и

сплоченный народ.
Формирующиеся
традиционные

ценности:

российские
ценности

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ

ПО

31

духовно-нравственные


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».