ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее —
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участника- ми
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям,
здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
● в формировании его российской идентичности;
● в формировании интереса к познанию;
● в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и ува-
жительного отношения к правам и свободам других;
● в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и право-
вых норм;
● в создани и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
● в развитии у школьников общекультурной компетентности;
● в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
● в осознании своего места в обществе;
● в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
● в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую
основу
рабочей
программы
курса
внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
1
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
4.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до
2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
6.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
7.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
8.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
9.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
10.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
11.
Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации
цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9
и 10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в
неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
2
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую
позицию
по
обсуждаемым
темам
(например,
познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и
т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и
содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это
позволяет на практике соединить учебную и воспитательную деятельность
педагога,
ориентировать
её
не
только
на
интеллектуальное, но и
на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого
на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться
точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения
нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз
будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному осознанному их принятию.
Наличие
сценариев
внеурочных
занятий
не
означает
формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности
территории,
где
функционирует
данная
образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся,
целесообразно
уточнить
(изменить,
скорректировать)
и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной
и
многообразной
деятельностью,
позволяющей
раскрыть
потенциал каждого; используя разныеформы работы; устанавливая во время
занятий до-брожелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия
ценностным
содержанием.
Задача
педагога,
организуя
беседы,
дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
3
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением)
Государственного
гимна
Российской
Федерации.
Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная,
вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра
видеоматериала,
оценка
которого
является
введением в
Основная часть строится как сочетание разнообразной
деятельности
дальнейшую содержательную часть занятия.
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной
(беседы,
обсуждение
видеоролика),
практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека.
Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий
на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения
разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного
образования.
Русский
язык
в
эпоху
цифровых
технологий.
Русский
язык
—
государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения
в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная
и понятная речь — признак образованного человека и
будущем.
Правила
использования
стилей
залог
успеха
в
речи в современной
коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого
человека?
Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают
учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий:
как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом —
это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества.
Контроль распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии
и достижения отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и
эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и
детей. Музыка как вид искусства. Состояние развития современной
отечественной музыки: ее жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание
безусловной
ценности
каждого
человека.
5
Осознанное
уважительное
отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О
роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных
ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и
проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших предках и культурного кода
страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан
в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви,
уважении, дружбе, принятии и самореализации.Роль цифровых технологий в
расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность
уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных
отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве,
медицине,
промышленности
и
т.д.
Мировое
признание
достижений
отечественной научной школы. Открытия И.В. Мичурина и их влияние на
развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании
мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и
каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их
разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог
6
преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека.
Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила
безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев
в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к
питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать
безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России
с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и
решительности
—
неотъемлемая
часть
российской
идентичности и
культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и
свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание
законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие
права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного
выбора. Роль в формировании нравственности традиционных ценностей,
культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время
не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на
каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние
традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для
своих родных и близких.
7
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития
отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных
фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи
— до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —
хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение
исторического и
государственной
политики.
культурного
Изучение,
наследия
реставрация
как
и
направление
интерпретация
памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный
музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и
улучшении жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и
ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для
молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие
российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с
развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия
— важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог
между государствами как основа международной стабильности. Навыки для
жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести
конструктивный диалог.
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
8
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник,
который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость
этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и
профессиональном
наставники.
развитии
личности.
Знаменитые
россияне и их
К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в
России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Русский театр — это не просто сцена и кулисы,
это зеркало общества, отражающее эпохи, нравы и судьбы страны. Театр — семья
разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры,
гримеры и многие другие. Достижения русской театральной
школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как
их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление
национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной
гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Труд
конструкторов, инженеров, летчиков и других
специалистов открывает для
страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об
экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как
причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение
9
окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль
государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда —
это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в
общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга
и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и
вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих
событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на
чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой
Отечественной войне последующими поколениями. Как песни передают
чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха.
Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают
общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением
друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обу- чающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных образова- тельных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающих- ся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; цен- ность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к обучению и лич- ностному
развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностносмысловых установок, антикоррупционного мировоз- зрения, правосознания, экологической культуры, способности
ставить цели и строить жизненные планы; готовность обучающихся руководствоваться си- стемой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотическо- го воспитания, духовно-нравственного
воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознания ценности научного познания, а также
результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действия- ми: владеть навыками познавательной,
учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; проявлять способность и готов- ность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; проявлять готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владеть на- выками получения необходимой информации из словарей разных типов, уметь
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников; ис- пользовать средства информационных и коммуникационных технологий в ре-
шении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; определять
назначение и функции различных социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действи- ями: продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной де- ятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми средствами — уметь ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: самостоятельно определять цели
деятельности и составлять планы деятельно- сти; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в раз- личных ситуациях; самостоятельно оценивать и принимать решения, определя- ющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; владеть навыками познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ сво- его знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет
отношение содержание курса внеуроч- ной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского лите- ратурного языка и развитие умения применять
знания о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за соб- ственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения нали- чия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной
информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефера- тов, сочинений
различных жанров; знание содержания произведений русской имировой классической литературы, их историко-культурного
и нравствен- но-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; формирование представлений об
изобразительно-выразительных возможно- стях русского языка; формирование умений учитывать исторический, истори- кокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность
выявлять в художественных тек- стах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрну- тых
аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике стра- ны/стран изучаемого языка; развитие
умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и связан- ных с ней процессов в окружающем мире;
формирование базовых навыков и умений
по
соблюдению
требований
техники
безопасности,
гигиены и
ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического
познания и роли в решении задач про- грессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом зна- ний
об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
формирование умений приме- нять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности,
поликультурном общении; развитие умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической
тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развива- ющейся системе в единстве и взаимодействии
его основных сфер и институтов; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, ие- рархические и
другие связи социальных объектов и процессов; формирование представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; формирование представлений о ме- тодах познания
социальных явлений и процессов; владение умениями приме- нять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений; развитие навыков оценивания социальной информа- ции, умений поиска информации в
источниках различного типа для рекон- струкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений
и процессов общественного развития.
География: формирование представлений о современной географической науке, её участии в решении важнейших
проблем человечества; владение гео- графическим мышлением для определения географических аспектов природ- ных,
социально-экономических и экологических процессов и проблем; форми- рование системы комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяй- ства, о
динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; владение
умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями использовать карты разного
содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о
социально-экономических
и
экологических
природных
процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и
интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды,
адаптации к изменению её условий; формирование представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации
и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; владение основными методами
научного познания; формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из
разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Темы занятий
п/
Количеств
Основное содержание
Виды
о часов
Электронные
деятельности
п
ресурсы
обучающихся
Обучение
—
важный
процесс Эвристическая
развития че- ловека. Роль знаний в беседа, просмотр
развитии
1
Зачем
человеку 1
учиться?
личности
и
общества. видеофрагментов,
Влияние цифровых технологий на выполнение
разговорыоважном.р
приобретение
ф
знаний.
Развитие интерактивных
навыков работы в команде, уважения заданий,
разных
конфликтов
мнений,
и
работа
в
разрешения группах, выполнение
эмпатии
в
ходе творческих заданий
школьного образования.
Формирующиеся
ценности:
жизнь,
созидательный труд, патриотизм
Русский язык — государственный
язык,
2
объединяющий
Эвристическая
многонациональную семью народов
беседа, просмотр
Российской Федерации. Современ-
видеофрагментов,
Русский язык в эпоху 1
ное разнообразие русского языка,
выполнение
разговорыоважном.р
цифровых технологий
измене- ния в устной и письменной
интерактивных
ф
речи под влия- нием цифровой среды.
заданий,
работа
в
Грамотная, логичная и понятная речь
группах, выполнение
— признак образованного человека и
творческих заданий
залог успеха в будущем. Правила
использования
стилей
речи
в
современной коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, патриотизм
Что такое цифровой суверенитет?
Как
Цифровой
3
суверенитет
страны
1
обеспечивается
цифровая
Эвристическая
безопасность государства и каждого
беседа, просмотр
человека? Возмож- ности цифрового
видеофрагментов,
мира: как современные технологии
выполнение
разговорыоважном.р
помогают
интерактивных
ф
учиться,
работать
и
осваивать новые горизонты. Мир заданий,
работа
в
цифровых профессий: как создаются
группах, выполнение
новые
творческих заданий
техноло-
гии?
Правила
безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.
Формирующиеся
патриотизм,
ценности:
права и свободы человека
Мирный атом — это использование
атомной энергии в мирных целях на Эвристическая
4
Мирный атом.
благо
День
распространения атомной энергии. видеофрагментов,
разговорыоважном.р
атомной
Уникальные атомные технологии и выполнение
ф
промышленности
достижения отечественной научной интерактивных
работника 1
человече-
школы.
ства.
Влияние
Контроль беседа, просмотр
экологически заданий,
работа
в
чистых и эффектив- ных источников группах, выполнение
энергии на будущее челове- чества.
Формирующиеся
творческих заданий
ценности:
патриотизм, созидательный труд
Русская культура — признанное Эвристическая
мировое
достояние
Реализация
5
О
твор-
человечества. беседа, просмотр
ческого видеофрагментов,
потенциала взрослых и детей Му- выполнение
разговорыоважном.р
творчестве.
зыка как вид искусства. Состояние интерактивных
ф
Ко
развития
музыки
1
Дню
современной заданий,
отечественной музыки: жанры
приоритет ду-
в
и группах, выполнение
направления.
Формирующиеся
работа
творческих заданий
ценности:
ховного над материальным, служение
Оте- честву
Уважение
—
безусловной
это
понимание
ценности
каждого Эвристическая
человека. Осознанное уважительное беседа, просмотр
отношение к людям, к чу- жому видеофрагментов,
6
Что
такое
уважение?
Дню учителя
Ко
1
труду, к государству — фундамент выполнение
разговорыоважном.р
гармоничного развития общества. интерактивных
ф
Правила
общения внутри семьи, заданий,
работа
в
школы и коллектива. Подготовка к группах, выполнение
взрослой жизни и формиро- вание творческих заданий
ответственности. О роли педагога в
воспитании личности.
Формирующиеся
ценности:
взаимоуважение,
служение
Отечеству
ответственность за его судьбу
и
7
Семья как ценность в жизни каждого
Эвристическая
чело- века, основа любого общества.
беседа, просмотр
Как понять друг друга 1
Формиро- вание общих семейных видеофрагментов,
разговорыоважном.р
разным поколениям?
ценностей — залог взаимопонимания
ф
выполнение
в семье. Преодоление конфликтов и интерактивных
проблем
в
общении
за
счет
взаимоуважения и обмена опытом.
заданий,
работа
группах, выполнение
Формирующиеся ценности: крепкая творческих заданий
семья
в
Города России: разнообразие культур,
язы-
ков
и
вековых
традиций. Эвристическая
Единство народов, проживающих на беседа, просмотр
О
8
городах
России. Ко Дню
территории Российской Федерации. видеофрагментов,
1
Древнейшие
города
России
информации
о
как выполнение
народного
хранители
единства
предках и культурного кода страны. заданий,
разговорыоважном.р
наших интерактивных
работа
ф
в
Изучение россий- ских городов — группах, выполнение
изучение страниц истории Отечества. творческих заданий
Роль государства в развитии ма- лых
городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Формирующиеся ценности: единство
народов России, гражданственность
Современное
совокупность
общество
разных
—
людей,
отличных друг от друга, но имеющих
Общество
9
безграничных
возможностей
Эвристическая
беседа, просмотр
единые потребности в любви, ува- видеофрагментов,
1
жении,
дружбе,
самореализации.
технологий
принятии
Роль
в
и
цифровых
расширении
выполнение
разговорыоважном.р
интерактивных
ф
заданий,
работа
в
возможностей
участия
общественных
в
про-
цессах.
группах, выполнение
творческих заданий
Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа
гармонич- ных отношений в обществе.
Формирующиеся
ценности:
жизнь,
взаимоуважение
Генетика
Селекция
10
и
генетика. К 170-
и
селекция
перспективные
об-
улучшающие
жизнь
Уникальные
ласти
научные
—
науки, Эвристическая
общества. беседа, просмотр
достижения видеофрагментов,
россий- ских ученых прошлого и выполнение
разговорыоважном.р
летию
настоящего.
интерактивных
ф
И. В. Мичурина
Открытия И. В. Мичурина и их
заданий,
влияние
группах, выполнение
1
на
Возможности
развитие
для
страны.
подрастающего
поколения в познании мира и личном
развитии.
Формирующиеся
патриотизм, высокие нравственные идеалы
ценности:
работа
творческих заданий
в
Конфликты
и
естественный
Как
11
решать
конфликты
и
1
трудности
элемент
общества
и
каждого
человека.
Поиск
—
развития
отдельного
причины
кон-
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.р
ф
справляться
фликтов как ключ к их разрешению.
интерактивных
с трудностями.
Со- вместные усилия и внимание друг
заданий,
Ко Дню психолога
к
группах, выполнение
другу
как
трудностей.
залог
преодоления
Правила
разрешения
работа
в
творческих заданий
конфликтных ситуаций.
Формирующиеся
ценности:
взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм
Спасатели — специалисты, которые
помога-
ют
людям
в
опасных Эвристическая
ситуациях. Спасатель и риск ради беседа, просмотр
12
Профессия
—
жизнь
спасать
1
другого
человека.
Профессио- видеофрагментов,
разговорыоважном.р
нальные
качества
и
ф
спасателей.
По-
навыки выполнение
ведение
в интерактивных
экстремальных ситуациях. Ответ-
заданий,
работа
в
ственное отношение к своей и чужой группах, выполнение
жизни, правила безопасности.
Формирующиеся
ценности:
творческих заданий
патриотизм, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу
Роль домашних питомцев в жизни Эвристическая
человека. Бережное отношение к
беседа, просмотр
питомцам и ответ- ственность за их видеофрагментов,
13
Домашние
питомцы. 1
Всемирный
день
питомца
жизнь
—
качества
выполнение
разговорыоважном.р
домашних животных. Всемирный
интерактивных
ф
день питомца объединяет людей
заданий,
всей
группах, выполнение
планеты
для
владель-
ца
укрепления
работа
в
ценностей дружбы и забо- ты о творческих заданий
животных. Правила безопасности
при общении с животными.
Формирующиеся
ценности:
милосердие
Герои России с древнейших времен и
до
современности.
героизма,
14
Россия
—
победителей.
страна 1
муже-
решительности
—
Традиции Эвристическая
ства
и беседа, просмотр
неотъемлемая видеофрагментов,
часть российской идентичности и выполнение
разговорыоважном.р
ф
Ко
Дню
Отечества
Героев
культурного
кода.
День
Героев интерактивных
Отечества
—
выражение заданий,
благодарности,
признательности
работа
и группах, выполнение
уважения за самоотверженность и творческих заданий
мужество.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу
в
Конституция Российской Федерации
—
ос-
новной
закон
страны. Эвристическая
Конституция закре- пляет права и беседа, просмотр
свободы человека как выс- шую видеофрагментов,
15
Закон
справедливость.
и 1
Ко
Дню Конституции
ценность. Справедливость — одна из выполнение
разговорыоважном.р
важнейших
ф
духовно-нравственных интерактивных
ценно- стей российского общества. заданий,
работа
в
Знание законов страны как прямая группах, выполнение
обязанность
каждого
гражданина творческих заданий
России. Какие права и обязан- ности
есть у детей?
Формирующиеся
ценности:
справедливость,
жизнь, достоинство, права и свободы
чело- века
Совесть — внутренний ориентир, Эвристическая
помогаю- щий отличить добро от беседа, просмотр
16
Совесть внутри нас
1
зла.
Ключевая
осуществлении
Влияние
роль
совести
личного
традиционных
в видеофрагментов,
разговорыоважном.р
выбора. выполнение
ф
ценностей, интерактивных
культуры
и исторического опыта заданий,
страны
на
формиро-
работа
в
вание группах, выполнение
нравственных ориентиров личности. творческих заданий
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, созидательный труд
Зимние каникулы — это время не Эвристическая
только для семейного доcуга и отдыха, беседа, просмотр
но и добрых дел. Чем заняться на видеофрагментов,
17
Календарь
дел.
полезных 1
Новогоднее
занятие
каникулах, чтобы прове- сти время с выполнение
разговорыоважном.р
пользой: составление календа- ря. интерактивных
ф
Новогодние традиции народов России. заданий,
Подарки,
создание
работа
в
атмосферы группах, выполнение
новогодней сказки для своих родных и творческих заданий
близких.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья,
единство
народов
России,
взаимопомощь
Как
18
создают
мультфильмы?
Мультипликация,
История
развития
отечественной
мульти-
пликации.
Отечественная Эвристическая
школа
1
мультипли-
достижения.
советских
кации
Мировое
и
и
ее беседа, просмотр
признание видеофрагментов,
российских выполнение
разговорыоважном.р
ф
анимация
мультипликаци-
онных
фильмов. интерактивных
Каждый фильм — это труд большой заданий,
команды
профессионалов.
работа
Совре- группах, выполнение
менная мультипликация, профессии творческих заданий
этой сферы.
Формирующиеся
в
ценности:
приоритет духовного над материальным, гуманизм
Российские
музеи
богатейшего
19
—
хранители
материального
и
нематериального наследия страны.
Эвристическая
Сохранение исторического и куль-
беседа, просмотр
Музейное дело.
турного наследия как направление
видеофрагментов,
170 лет Третьяковской 1
государ-
выполнение
разговорыоважном.р
галерее
Изучение,
интерактивных
ф
ственной
политики.
реставрация
и
интерпретация памятников искусства.
заданий,
работа
в
Третьяковская галерея — крупнейший группах, выполнение
музей русского искусства и объект творческих заданий
всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и
развивать школьный музей?
Формирующиеся
ценности:
приоритет духовного над материальным, служение
Оте- честву
Бизнес
20
Как создавать свой
1
бизнес?
—
ответственный
выбор
человека, возможность реализовать
Эвристическая
свою мечту и при- нести пользу
беседа, просмотр
обществу.
видеофрагментов,
Современные
пред-
приниматели и их возможности в
выполнение
разговорыоважном.р
развитии отечественной экономики и
интерактивных
ф
улучшении жизни людей. Бизнес —
заданий,
это не только лич- ный успех, но и
группах, выполнение
ответственная командная работа. С
творческих заданий
работа
в
чего начать свое дело? О мерах
поддержки
для
молодых
предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
созидательный труд
Богатейшее
науки
21
и
наследие
ее
российской
выдающихся
Эвристическая
представителей. Техноло- гическое
беседа, просмотр
лидерство государства и развитие
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
границы?
науки.
выполнение
ф
Ко Дню науки
подходы
Есть ли у знания
1
Как
меняются
научные
с
развитием
цифровых
технологий?
Государ-
ственная
интерактивных
заданий,
работа
в
поддержка науки и молодых уче-
группах, выполнение
ных. Как происходят современные
творческих заданий
откры- тия? Как стать ученым?
Формирующиеся
патриотизм, созидательный труд
ценности:
Дипломатия
—
деятельно-
сти
сфера
государства,
Эвристическая
обеспечивающая защиту интересов
беседа, просмотр
государства и российских граж- дан.
видеофрагментов,
Специфика дипломатической работы.
выполнение
разговорыоважном.р
договариватьс
Диалог между государствами как
интерактивных
ф
я.
основа международной стабильности.
заданий,
Кто такие дипломаты?
Навыки для жизни: как научиться
группах, выполнение
договариваться
творческих заданий
Слушать,
22
важная
слышать
и
1
с
окружающими
работа
в
людьми и вести конструктив- ный
диалог.
Формирующиеся
ценности:
историческая
память
и
поколений,
преемственность
мно-
гонациональное
единство
Герой
23
—
реальный
человек,
Эвристическая
Герой из соседнего
живущий ря- дом с нами, чья жизнь
беседа, просмотр
двора. Региональный 1
является
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
урок
Дню
окружающих. В каждом регионе
выполнение
ф
защитника Отечества
России живут выдающиеся герои,
интерактивных
ко
отважные,
примером
муже-
ственные
для
и заданий,
работа
в
трудолюбивые. Что такое геро- изм?
группах, выполнение
Какие качества отличают героя?
творческих заданий
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
единство народов России
День
24
День наставника
1
наставника
—
важный
государствен- ный праздник, который
Эвристическая
позволяет
беседа, просмотр
закрепить
статус
наставников, подчеркнуть значимость
видеофрагментов,
этой деятельности и повысить ее
выполнение
разговорыоважном.р
престиж.
интерактивных
ф
Роль наставника в формировании и заданий,
профес-
сиональном
работа
развитии группах, выполнение
личности. Знаменитые россияне и их творческих заданий
наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник
научной
педагогики в России. Как найти
наставника?
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, созидательный труд
в
Русский театр — это не просто сцена
и кули- сы, это зеркало общества, Эвристическая
отражающее эпо- хи, нравы и судьбы беседа, просмотр
Большой.
25
За
кулисами. 250 лет
страны.
1
Большому театру и
150
лет
Союзу
Театр
—семья
разных видеофрагментов,
профессий: декораторы, костюмеры, выполнение
разговорыоважном.р
режиссеры, музыканты, дирижеры, интерактивных
ф
гриме-
ры
театральных
Достижения
деятелей России
школы,
практику.
и
многие
русской
вошедшие
работа
в
театральной группах, выполнение
в
Развитие
другие. заданий,
мировую творческих заданий
школьных
театров в России.
Формирующиеся
ценности:
приоритет духовного
над
материальным,
созидательный труд
Волнение как естественное состояние
Эвристическая
человека перед важным событием в беседа, просмотр
жиз- ни. Контроль эмоционального видеофрагментов,
26
Как
состояния, забота о своем физическом выполнение
разговорыоважном.р
справляться с
и психологиче- ском здоровье. Какие интерактивных
ф
волнением?
полезные
1
привычки
положительно заданий,
работа
в
влияют на эмоциональное состояние? группах, выполнение
Как их сформировать и придер- творческих заданий
живаться?
Формирующиеся ценности: жизнь
Россия
—
одна
космических
из
держав.
космической
65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики
1
Развитие Эвристическая
отрасли
приоритетное
27
ведущих
— беседа, просмотр
направление видеофрагментов,
национальных проектов. Достижения выполнение
разговорыоважном.р
прошлого как пред- мет национальной интерактивных
ф
гордости и мотивация для будущих заданий,
свершений
отечественной
навтики.
Труд
инженеров,
работа
космо- группах, выполнение
конструкторов, творческих заданий
летчиков
и
других
специалистов открывает для страны и
всего человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, историческая память
в
Состояние
планеты
—
личная
ответствен- ность каждого человека.
Почему
28
об
эколо-
гии
Как мусор получает
заботиться каждый человек?
«вторую
Неосознанное
жизнь»? 1
Эвристическая
должен беседа, просмотр
видеофрагментов,
потребление
как
выполнение
разговорыоважном.р
ф
Технологии
причина роста количества мусора.
интерактивных
переработки
Климатические
заданий,
изменения,
загрязнение окружающей сре- ды.
Развитие
системы
работа
в
группах, выполнение
переработки творческих заданий
отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформиро- вать у себя?
Формирующиеся
ценности:
созидательный
труд
Команда
—
это
друзья
и
единомышленники, где каждый вносит Эвристическая
29
Что значит работать
свой значимый вклад в общее дело и беседа, просмотр
в
Сила 1
помогает добиться успеха.
видеофрагментов,
разговорыоважном.р
Дню
Развитие умения слышать друг друга
выполнение
ф
и
Умение
интерактивных
сообща,
заданий,
команде?
команды.
труда
Ко
тру-
слышать
диться
и
вместе.
трудиться
работа
в
разделять успех и вместе пережи- группах, выполнение
вать неудачу. Примеры коллективной
творческих заданий
рабо- ты в истории страны.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
созидательный труд
Песня была участницей многих
великих
30
Песни
о
войне.
Ко
Дню Победы
1
сверше-ний.
В
ней
отразилась история, судьба вели-
Эвристическая
кой страны. Влияние песни на
беседа, просмотр
чувство сопричастности истории
видеофрагментов,
народа,
выполнение
разговорыоважном.р
Великой Отече- ственной войне
интерактивных
ф
последующими
ниями.
заданий,
героях
группах, выполнение
сохранение
Сохранение
памяти
поколе-
памяти
о
о
Великой Отечественной войны как
нрав- ственная ценность нашего
народа.
Формирующиеся ценности: единство
народов России, историческая память и
преем- ственность поколений
работа
творческих заданий
в
Занятие проходит по итогам всех
занятий
года.
ориентир,
31
Ценности, которые
нас объединяют
1
Ценности
который
—
это
помогает
поступать правильно и ответствен- но.
Эвристическая
Традиционные
беседа, просмотр
ценности
помогают
чув- ствовать себя частью народа,
видеофрагментов,
разговорыоважном.
способствуют укреплению общества и
выполнение
рф
развитию страны.
интерактивных
Следование
ценностям
помогает
заданий,
работа
в
человеку развиваться и достигать
группах, выполнение
успеха. Уникаль- ность каждого
творческих заданий
человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в
сочетании
с
единством,
взаимопомощью и уважением друг к
другу существует силь- ный
и
сплоченный народ.
Формирующиеся
традиционные
ценности:
российские
ценности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ
ПО
31
духовно-нравственные