РП шахматы 5-7 класс 2025 (2)

Содержание
Название раздела

Страницы

Введение

3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образова-

ния:

объём, содержание и планируемые результаты»
Пояснительная записка

3

Цель и задачи

6

Содержание программы

8

Учебный план

8

Содержание учебного плана

8

Планируемые результаты

14

Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических 15 условий,
включающий формы аттестации»
Календарный учебный график

16

Условия реализации программы

33

Формы аттестации

33

Оценочные материалы

33

Методические материалы

34

Список литературы

36

Введение
2

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Шахматы» предназначена для получения базовых знаний по
предмету. Программа позволяет создать комфортную среду для всех
детей, помогает выявить и поддержать одарённых обучающихся.
«Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и
дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию,
просчитать поступки на несколько «ходов» вперед. А главное,
воспитывают характер». (В.В. Путин в послании участникам
Чемпионата мира).
Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы
логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание,
память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение,
ответственность, самодисциплина.
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно
использовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень
общей образованности детей, способствует развитию мыслительных
способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки
волевой регуляции характера.
Раздел 1. Комплекс
основных характеристик образования:
объём, содержание и планируемые результаты дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы»
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами в сфере образования и образовательной организации:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря
2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
4 сентября 2014 г. № 1726-р.
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
Постановление Главного государственного санитарного
врача

3

Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.
Министерства образования и науки РФ.
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Шахматы»
реализуется
в
социальнопедагогической направленности, способствует формированию
личности ребёнка как члена коллектива.
Программа ориентирована на социализацию личности обучающегося,
адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени. Реализация
программы содействует развитию детской социальной инициативы,
овладению нормами и правилами поведения, формирует мотивацию на
ведение здорового образа жизни, социального благополучия и успешности
человека.
Новизной данной программы является выработка системы общих
требований проведения квалификационных турниров, мероприятий.
Конкретизирован
мониторинг
результативности
образовательной
деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты,
повышается мотивация к овладению теоретическими знаниями.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема воспитания личности, способной
действовать
универсально,
владеющей
культурой
социального
самоопределения является одной из главных задач социально-педагогического
направления. Занятия по программе позволяют сформировать опыт
проживания в социальной системе, развивают у обучающихся мышление,
любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать,
ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся
познают мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и
развитии памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует
вовлечению обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою
очередь, формирует позитивную психологию общения и коллективного
взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с
учетом возрастных особенностей и закономерностей развития.
Представленные в данной программе формы и методы образовательной
деятельности позволяют в процессе обучения игре в шахматы положительно
влиять на совершенствование у обучающихся многих психологических
4

процессов таких, как восприятие, внимание, воображение, память. На
протяжении всех лет обучения обучающиеся овладевают важнейшими
логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обоснованием
выводов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений
в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного
материала. Развитие «логической» памяти позволяет без особых усилий
запоминать большие объемы информации не только шахматной, но и любой
другой сферы знаний. У обучающихся формируются навыки самостоятельной
исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой и
др.
Отличительные особенности программы
Программа модифицированная, разработана с учётом программы
И.Г. Сухина «Волшебные фигуры». Данная дополнительная
общеобразовательная программа отличается от программы И.Г. Сухина
личностно-ориентированным подходом к обучению шахматной игре:
программа предназначена для развития личностных качеств
обучающихся;
тесты, задачи и упражнения трансформированы для
применения в дополнительном образовании.
Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы, 57 классы. Принимаются все желающие мальчики и девочки при наличии
интереса и мотивации к данной предметной области, как освоившие
программу ознакомительного уровня, так и без предварительной
подготовки.
Оказывая значительное влияние на развитие обучающихся, игра в
шахматы способствует полноценному общению обучающихся разного
возраста.
Уровень, объем и сроки реализации
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Шахматы» имеет базовый уровень - формирует у
обучающихся интерес, устойчивую мотивацию к выбранному виду
деятельности; расширяет спектр специализированных знаний для
дальнейшего самоопределения, развития личностных компетенций:
ценностносмысловых,
общекультурных,
учебно-познавательных,
информационных, коммуникативных.
Срок обучения по программе - 3 года. Общее количество часов,
запланированных на весь период обучения - 102. Данная программа

5

ориентирует обучающихся на изучение образовательной программы
«Ход конём», реализуемой на углубленном уровне.
Форма и режим занятий.
Форма обучения по программе – очная.
Режим занятий обучающихся
1, 2, 3 год обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1
учебному часу. Продолжительность каждого занятия 40 минут.
Количество часов в неделю – 1, в год – 34.
Особенности организации учебного процесса
Виды занятий предусматривают беседы, практические занятия,
мастерклассы, тренинги, выполнение самостоятельной работы, сеансы
одновременной игры, участие в шахматных турнирах и соревнованиях. При
проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных
качеств обучающихся, таких как выдержка, дисциплина, терпение,
хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Цели программы: социально-педагогическая поддержка становления и
развития личности как нравственного, ответственного и инициативного
гражданина; создание условий для личностного и интеллектуального развития
обучающихся, организация содержательного досуга посредством обучения
игре в шахматы.
Задачи программы Образовательные:
развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
формирование универсальных способов мыслительной деятельности;
развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания,
творческого воображения, умения производить логические операции;
приобретение
знаний,
умений,
навыков,
компетенций,
необходимых для участия в шахматных соревнованиях.
Личностные:
развитие
социально-психологической
компетентности
обучающихся, адекватного эмоционально-волевого состояния;
формирование гражданской позиции, общественной активности
личности;
формирование культуры общения и поведения в социуме,
формирование навыков здорового образа жизни.
Метапредметные:
воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и
самостоятельности;
6

формирование у обучающихся
поведения в нестандартных ситуациях;
воспитание
усидчивости.

ответственности,

навыков

активности,

конструктивного
дисциплины

и

5 класс
Цель первого года обучения: формирование у юного шахматиста
деятельностной компетенции: освоение навыков стратегии, тактики и техники
игры в шахматы.
Задачи первого года обучения
Образовательные:
привлечь обучающихся к занятиям шахматами;
изучить шахматные термины: белое и черное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, ход,
взятие, шах, мат, пат, ничья;
знать названия шахматных фигур и правила хода и взятия
каждой фигурой;
различать диагональ, вертикаль, горизонталь; - обобщать,
делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные
комбинации.
Личностные:
способствовать развитию элементарных мыслительных
процессов;
способствовать развитию внимания, памяти; - учиться
находить оптимальные решения.
Метапредметные:
стремление к развитию личностных качеств;
прививать навыки самодисциплины;
способствовать воспитанию волевых качеств.
Планируемые результаты
Образовательные:
обучающиеся привлекутся к занятиям шахматами;
освоят шахматные термины: белое и черное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное
положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

7

будут знать названия всех шахматных фигур и правила хода
и взятия каждой фигурой;
научатся
проводить
элементарные
комбинации.
Личностные:
разовьют элементарные мыслительные процессы;
научатся обобщать, делать несложные выводы, находить
оптимальные решения.
улучшится внимание, память.
Метапредметные:
освоят навыки самодисциплины; - разовьют личностные и
волевые качества.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.

7.

8.
9.
10.

Название
раздела, темы
Вводное занятие.
История шахмат.
Шахматные
фигуры.
Понимание
шахматной игры.
Цель шахматной
партии.
Три стадии
шахматной
партии.
Краткая и полная
шахматная
нотация.
Игра с
шахматными
часами.
Мат легкими и
тяжелыми
фигурами.
Король против
короля и пешки.
Решение
шахматных задач.

Содержание программы
Учебный план. 5 класс
Количество часов
Всего Теория Практика

Формы аттестации/
контроля

2

1

1

опрос

2

1

1

опрос

4

2

2

соревнования

2

1

1

тестирование

4

2

2

соревнования

2

1

1

суммарная
оценка
знаний практической
и теоретической части

4

2

2

соревнования

6

3

3

практическая игра

2

1

1

практическая игра

4

2

2

тестирование

8

11. Итоговое занятие.
Итого

2
34

1
17

1
17

практическая игра

Содержание учебного плана
5 класс
1. Вводное занятие. История шахмат.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на
занятиях, правила ТБ.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила.
Поля. Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.
Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное
положение.
Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий,
активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность.
2. Шахматные фигуры.
Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и
упражнений на внимание и смекалку для выявления способностей к
шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?»,
«Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита
контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита».
3. Понимание шахматной игры.
Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места
поля. Битое поле.
Практика: закрепление полученных знаний с помощью
дидактических игр: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин»,
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший
путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». 4.
Цель шахматной партии.
Теория: правила игры в шахматы.
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход.
Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

9

Практика: закрепление полученных знаний, выполнение
упражнений: «Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита
от шаха», «Мат или не мат». 5. Три стадии шахматной партии.
Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль. Маты в дебюте.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли
сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?».
6. Краткая и полная шахматная нотация.
Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Запись начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови
вертикаль»; «Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета
поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».
7. Игра с шахматными часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.
8. Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем.
Мат ладьей. Мат двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
9. Король против короля и пешки.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат.
Мат в один ход. Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против
короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
10. Решение шахматных задач.
Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в
2 хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
11. Итоговое занятие.
Практика: повторение изученного материала в форме соревнований,
турниров, конкурсов.

6 класс

10

Цель второго года обучения: способствовать раскрытию творческого
потенциала каждого обучающегося в процессе занятий шахматами. Задачи
второго года обучения Образовательные:
научиться планировать нападение на фигуры противника,
организовать защиту своих фигур;
ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
научиться определять последовательность событий в ходе
шахматной партии;
научиться выявлять закономерности и проводить аналогии.
Личностные:
способствовать развитию различных видов мышления:
конкретнообразного, абстрактного;
способствовать развитию культуры в соревновательном процессе.
Метапредметные:
сформировать внутреннюю потребность к самопознанию,
саморазвитию, самосовершенствованию. Планируемые результаты
Образовательные:
разовьётся умение ориентироваться на шахматной доске, в
шахматной нотации;
научатся планировать нападение на фигуры противника,
организовывать защиту своих фигур;
научатся выявлять закономерности и проводить аналогии,
определять последовательность событий в ходе шахматной партии.
Личностные:
разовьются различные виды мышления: конкретно-образное,
абстрактное.
Метапредметные:
сформируется внутренняя потребность к саморазвитию.

№
п/п
1.
2.
3.

Содержание программы
Учебный план. 6 класс
Количество часов
Название раздела,
темы
Всего Теория Практика
Вводное занятие.
Тактические приемы в
шахматах.
Основы дебюта.

2

1

1

4

2

2

4

2

2

11

Формы
аттестации/
контроля
опрос
решение
шахматных задач
соревнования

4.

Основы миттельшпиля.

4

2

2

тестирование
соревнования
решение
шахматных задач

5.

Основы эндшпиля.

4

2

2

6.

Техника матования.

4

2

2

4

2

2

соревнования

6
2
34

3
1
17

3
1
17

игра
тестирование

7.
8.
9.

Достижение мата без
жертвы материала.
Турнирная борьба.
Итоговое занятие.
Итого

Содержание учебного плана. 6 класс.
1. Вводное занятие.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на
занятиях, правила ТБ.
Практика: повторение материала, связанного с шахматной нотацией,
отработка навыка нахождения «адресов» фигур на доске.
2. Тактические приемы в шахматах
Теория: тактические приемы. Связка, двойной удар, открытое
нападение, открытый (вскрытый) шах, двойной шах.
Практика: выполнение упражнений для отработки тактических приёмов.
3. Основы дебюта.
Теория: принципы игры в дебюте. Двух- и трехходовые партии.
Принцип быстрейшего развития фигур.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в один ход», «Поймай
ладью», «Поймай ферзя», «Защита от мата», «Выведи фигуру», «Поставь
мат «повторюшке» в один ход». 4. Основы миттельшпиля.
Теория: правила миттельшпиля. Общие рекомендации о том, как
играть в миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы.
Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.
Практика: выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Мат в
два хода».
5. Основы эндшпиля.
Теория: общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Практика: выполнение упражнений: «Квадрат», «Проведи пешку в
ферзи», «Выигрыш или ничья?», «Куда отступить королем?» «Путь к ничьей».
6. Техника матования.
Теория: техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля,
«линейный» мат. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля.
Ладья и король против короля.
12

Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода»,
«Выигрыш фигуры». 7. Тактические ловушки.
Теория: тактические ловушки на всех стадиях шахматной партии.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода».
8. Турнирная борьба.
Теория: правила поведения на шахматном турнире.
Практика: участие в шахматных турнирах по графику.
9. Итоговое занятие. Практика: контрольное
занятие по изученным темам.
7 класс
Цель третьего года обучения: формирование условий для дальнейшей
самореализации обучающихся, расширение кругозора, формирования общей
культуры.
Задачи третьего года обучения
Образовательные:
- повысить шахматную квалификацию обучающихся;
- развить индивидуальный стиль игры юных шахматистов; - накопить
сведения о творчестве выдающихся шахматистов мира. Личностные:
- развить
интеллектуальные
способности
обучающихся;
способствовать развитию навыков самоанализа. Метапредметные:
- приобщить к самостоятельной работе;
- развить культуру поведения во время соревновательного процесса.
Планируемые результаты
Образовательные:
- развит индивидуальный стиль игры.
Личностные:
- развиты интеллектуальные навыки обучающихся; - развиты навыки
самоанализа. Метапредметные:
- развита культура поведения во время соревновательного процесса.
- развиты навыки самостоятельной работы.

13

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Содержание программы
Учебный план. 7 класс
Количество часов
Название раздела,
темы
Всего Теория Практика
Вводное занятие.
Шахматная партия.
Дебютный
репертуар.
Анализ и оценка
позиции.
Шахматная
комбинация.
Турнирная борьба.
Итоговое занятие.
Итого

2
4

1
2

1
2

6

3

3

6

3

3

6

3

3

6
4
34

3
2
17

3
2
17

Формы
аттестации/
контроля
опрос
соревнования
решение шахматных
задач
тестирование
решение шахматных
задач
соревнования
опрос

Содержание учебного плана. 7 класс.
1. Вводное занятие.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на
занятиях, правила ТБ.
Практика: повторение изученного материала.
2. Шахматная партия.
Теория: виды преимущества в шахматах. Рекомендации по
рациональному расходованию времени.
Практика: игра с записью, игра с
часами. 3. Дебютный репертуар
Теория: основы дебюта.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Захвати центр»,
«Можно ли сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?».
4. Анализ и оценка позиции
Теория: правила игры в миттельшпиле. Элементы оценки позиции.
Практика: решение шахматных задач, уметь оценивать позицию,
находить правильные ходы в разборе партий.
5. Шахматная комбинация
Теория: понятие о шахматной комбинации. Пути поиска
комбинации. Матовые комбинации. Тема отвлечения. Тема завлечения.
Тема блокировки. Тема связки. Сочетание тактических приемов.
Комбинации на «вечный» шах. Типичные комбинации в дебюте (более
сложные примеры).
14

Практика: выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Можно ли
побить пешку?».
6. Турнирная борьба.
Теория: правила проведения шахматных турниров.
Практика: участие в шахматных турнирах города и края.
7. Итоговое занятие
Теория: повторение основных вопросов курса.
Практика: отработка и закрепление ранее изученного материала.
Планируемые результаты
В результате освоения программы базового уровня у обучающихся будут
актуализированы следующие психологические процессы:
познавательный интерес и творческий подход к решению
различных задач;
способность самостоятельно добывать знания;
потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации
собственного личностного потенциала;
активная деятельность обучающихся для продуктивного и
гармоничного общения.
Предметные результаты освоения программы: учащиеся будут
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
знать шахматные термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль,
темп, оппозиция, ключевые поля;
уметь применять тактические приемы; находить тактические
удары и проводить комбинации;
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; точно
разыгрывать окончания.
Личностные результаты освоения программы:
сформирована мотивация к творческому труду, работе на
результат;
развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
развиты
этические
чувства,
доброжелательность
и
эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание
чувствам других людей;

15

сформированы эстетические потребности и ценности;
развита самостоятельность и личная ответственность за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные результаты освоения программы
освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;
научаться находить эффективные способы достижения результата;
овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей;
научаться определять цель и пути её достижения; научаться
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

16

Календарный учебный график
2025-2026 учебный год
5 класс
№
п/п

1.

2.

3.

4.
5.

Тема занятия
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила
ТБ.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила. Поля. Шахматная
доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали.
Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное положение.
Выполнение упражнений: «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых
технологий, активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность.
Ценность шахматных фигур.
Применение игровых технологий. Проведение игр и упражнений на внимание и
смекалку для выявления способностей к шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны»,
Шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Упражнения: «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита». Способы защиты.
Развитие фигур из начальной позиции.

Кол-во
часов

1

1

1

1
1

Дата
проведения

6.

7.

8.

9.

10.
11.
12.
13.
14.

Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр: «Игра на
уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними
часовых».
Сильные и слабые места поля. Битое поле.
Упражнения: «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля».
Сильные и слабые места поля. Битое поле.
Упражнения: «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля».
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход.
Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика: закрепление полученных знаний.
Теория: правила игры в шахматы. Защита от шаха.
Выполнение упражнений: «Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита
от шаха», «Мат или не мат».
Теория: три стадии шахматной партии: дебют.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр».
Теория: три стадии шахматной партии: миттельшпиль.
Упражнения «Можно ли сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?».
Теория: три стадии шахматной партии: эндшпиль.
Упражнение «Чем бить фигуру?».
Теория: три стадии шахматной партии: эндшпиль.
Упражнение «Чем бить фигуру?».
18

1

1

1

1

1
1
1
1
1

15.

16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Теория: полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись
начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови вертикаль»; «Назови
горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета поле?».
Теория: краткая шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись
начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Кто быстрее», «Вижу
цель».
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Мат ферзем.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Мат ферзем.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Мат ладьей.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
19

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Теория: изучение правил игры в шахматы. Мат ладьей.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Мат двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в один ход.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Король и ферзь против короля. Король и
ладья против короля.
Теория: решение шахматных задач в 1 ход.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
Теория: решение шахматных задач в 2 хода.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
Теория: решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
Теория: решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
Практика: повторение изученного материала в форме соревнований, турниров,
конкурсов.

34. Итоговое занятие.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20

№
Дата
п/п

Тема занятия

1.

3.09

Введение. Техника
безопасности.

2.

5.09

Ходы шахматных фигур.

3.
4.

Поля. Горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.
Поля. Горизонталь,
12.09
вертикаль, диагональ, центр.

6 класс
обучения
Кол-во Время проведения
Форма
Место
часов
занятий
занятий
14.00-14.40
Лекциядиалог Каб.
2
14.45-15.25
№88
14.00-14.40 14.45- Лекциядиалог Каб.
2
15.25
№88

10.09

2
2

5.

17.09 Взятие на проходе.

2

6.

19.09 Взятие на проходе.

2

7.

24.09

8.
9.
10.

Безопасное положение
короля. Рокировка.
Безопасное положение
26.09
короля. Рокировка.
Гармоничное пешечное
1.10
расположение.
3.10 Превращение пешки.

2
2
2
2

14.00-14.40 14.45- Лекциядиалог
15.25
14.00-14.40
Лекциядиалог
14.45-15.25
14.00-14.40
Лекциядиалог
14.45-15.25
14.00-14.40
Лекциядиалог
14.45-15.25
14.00-14.40
Занятиепрактикум
14.45-15.25
14.00-14.40
Занятиепрактикум
14.45-15.25
14.00-14.40
Игра
14.45-15.25
14.00-14.40
Игра
14.45-15.25
21

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

Форма контроля
беседа
беседа
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
тестирование
тестирование

8.10 Шахматные фигуры.

2

12. 10.10 Шахматные фигуры.

2

13. 15.10 Ценность шахматных фигур.

2

14. 17.10 Способы защиты.

2

11.

15. 22.10

Правильное развитие фигур
из начальной позиции.

2

16. 24.10 Сильные слабые места.

2

17. 29.10 Битое поле.

2

18. 31.10 Битое поле.

2

7.11 Мат и его разновидности.

2

20. 12.11 Мат и его разновидности.

2

21. 14.11 Шах и защита от него.

2

22. 19.11 Шах и защита от него.

2

19.

14.00-14.40 14.45Мастер-класс
15.25
14.00-14.40
Мастер-класс
14.45-15.25

Каб.
№88
Каб.
№88

квалификационные
турниры
квалификационные
турниры

14.00-14.40
Занятиепрактикум
14.45-15.25
14.00-14.40
Занятиепрактикум
14.45-15.25
14.00-14.40 14.45Лекциядиалог
15.25
14.00-14.40 14.45Лекциядиалог
15.25
14.00-14.40
Лекция14.45-15.25
диалог

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

опрос в ходе беседы

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

опрос в ходе беседы

14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
22

Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Мастер-класс
Игра

опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы

решение короткой
позиции
решение короткой
позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы

23. 21.11 Виды ничьей.

2

24. 26.11 Виды ничьей.

2

Выполнение упражнений на
тему «Мат. Шах. Ничья».
Выполнение упражнений на
26. 3.12
тему «Мат. Шах. Ничья».
Три стадии шахматной
27. 5.12
партии.
Три стадии шахматной
28. 10.12
партии.
25. 28.11

2
2
2
2

29. 12.12 Дебют.

2

30. 17.12 Дебют.

2

31. 19.12 Миттельшпиль.

2

32. 24.12 Миттельшпиль.

2

33. 26.12 Эндшпиль.

2

34. 31.12 Эндшпиль.

2

14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40 14.4515.25
14.00-14.40 14.4515.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40 14.4515.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25

23

Игра
Игра
Мастер-класс
Мастер-класс
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Мастер-класс
Мастер-класс
Игра
Игра

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе
беседы.
опрос в ходе
беседы.
решение короткой
позиции
решение короткой
позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы

9.01 Шахматная нотация.

2

36. 14.01 Шахматная нотация.

2

37. 16.01 Краткая шахматная нотация.

2

38. 21.01 Полная шахматная нотация.

2

39. 23.01 Запись шахматной партии.

2

40. 28.01 Запись шахматной партии.

2

41. 30.01 Игра с часами.

2

42.

4.02 Игра с часами.

2

43.

6.02 Логические игры.

2

44. 11.02 Логические игры.

2

35.

45. 13.02 Мат легкими фигурами.

2

46. 18.02 Мат легкими фигурами.

2

решение короткой
позиции.
решение короткой
позиции.
опрос в ходе беседы

Лекция-

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.

14.45-15.25

диалог

№88

позиции

14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25

Лекциядиалог

Каб.
№88
Каб.
№88

опрос в ходе беседы

14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40 14.4515.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40 14.4515.25
14.00-14.40 14.4515.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40

24

Мастер-класс
Мастер-класс
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог

Лекциядиалог

опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции
решение короткой

опрос в ходе беседы

47. 20.02 Мат легкими фигурами.

2

48. 25.02 Мат тяжелыми фигурами.

2

49. 27.02 Линейный мат.

2

50.

4.03 Линейный мат.

2

51.

6.03 Мат ферзем.

2

52. 11.03 Мат ферзем.

2

53. 13.03 Мат ладьей.

2

8.03 Мат ладьей.

2

54.

55. 20.03 Мат двумя слонами.

2

56. 25.03 Мат двумя слонами.

2

57. 27.03 Король и не крайняя пешка.

2

1.04 Король и не крайняя пешка.

2

58.

14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40 14.4515.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40 14.4515.25
14.00-14.40 14.4515.25
14.00-14.40
14.45-15.25
25

Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Игра

Игра

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы

Каб.
№88

опрос в ходе беседы

опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции
решение короткой
позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы

59.

3.04 Король и крайняя пешка.

2

60.

8.04 Король и крайняя пешка.

2

61. 10.04 Решение шахматных задач.
Решение шахматных задач в
1 ход.
Решение шахматных задач в
63. 17.04
2 хода.
62. 15.04

2
2
2

64. 22.04 Решение шахматных.

2

65. 24.04 Решение задач.

2

66. 29.04

Решение задач с помощью
разбора партий чемпионов.

2

67.

6.05 Решение задач.

2

68.

8.05 Разбор партий чемпионов.

2

69. 13.05 Логические игры.

2

70. 15.05 Игра с записью.

2

71. 20.05 Игра с записью.

2

14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40 14.4515.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40 14.4515.25
14.00-14.40 14.4515.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
26

Мастер-класс
Мастер-класс
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекция-

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.

решение короткой
позиции.
решение короткой
позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе бесе-

14.45-15.25
72. 22.05

Повторение изученного
материала

2

73. 27.05 Контрольная работа.

2

74. 29.05 Игра с записью.

2

№
п/п Дата
1.
2.
3.

Тема занятия

Введение. Техника
безопасности.
Обозначение горизонталей и
5.09
вертикалей.
Обозначение шахматных
10.09
фигур.
3.09

4.

12.09 Термины.

5.

17.09 Запись шахматной партии.

6.

19.09 Запись шахматной партии.

14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25
14.00-14.40
14.45-15.25

2 год
обучения
Кол-во
Время
часов
проведения
занятий
15.30-16.10,
2
16.15-16.55
15.30-16.10,
2
16.15-16.55
15.30-16.10,
2
16.15-16.55
15.30-16.10,
2
16.15-16.55
15.30-16.10,
2
16.15-16.55
15.30-16.10,
2
16.15-16.55
27

диалог
Мастер-класс
Мастер-класс
Игра

№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

ды.
опрос
решение короткой
позиции
шахматный турнир

Форма занятий
Место
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

Форма контроля
беседа
беседа
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

7.
8.

Понятие о тактике.
Тактический прием связка.
Понятие о тактике.
26.09
Тактический прием связка.
24.09

2
2

9.

1.10 Двойной удар.

2

10.

3.10 Двойной удар.

2

Открытое
Вскрытый шах.
Открытое
12. 10.10
Вскрытый шах.
11.

8.10

нападение.
нападение.

2
2

13. 15.10 Двойной шах.

2

14. 17.10 Двойной шах.

2

15. 22.10 Двойной шах.

2

16. 24.10 Двойной шах.

2

17. 29.10 Выигрыш материала.

2

18. 31.10 Выигрыш материала.

2

15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
28

Лекциядиалог
Занятиепрактикум

Игра
Игра
Мастер-класс
Мастер-класс
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
тестирование
тестирование
квалификационные
турнир
квалификационные
турнир
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы

7.11 Основы дебюта.

2

20. 12.11 Основы дебюта.

2

21. 14.11 Принципы игры в дебюте.

2

22. 19.11 Принципы игры в дебюте.

2

23. 21.11 Мат Легаля.

2

24. 26.11 Принципы игры в дебюте.

2

25. 28.11 Быстрый мата в дебюте.

2

26.

3.12 Быстрый мата в дебюте.

2

27.

5.12 Неразумность игры в дебюте.

2

19.

Неразумность игры в дебюте
одними пешками Темпы.
Невыгодность раннего ввода
29. 12.12
в игру ладей и ферзя.
Невыгодность раннего ввода
30. 17.12
в игру ладей и ферзя.
28. 10.12

2
2
2

15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
29

Лекциядиалог
Лекциядиалог
Мастер-класс

Мастер-класс
Игра
Игра
Мастер-класс
Игра
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Игра

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

решение короткой
позиции
решение короткой
позиции
опрос в ходе беседы

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции
решение короткой
позиции
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы

31. 19.12 Борьба за центр.

2

32. 24.12 Борьба за центр.

2

33. 26.12 Атака на слабый пункт.

2

34. 31.12 Атака на слабый пункт.

2

35.

9.01 Гамбит Эванса.

2

15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,

Мастер-класс
Игра
Игра
Игра
Мастер-класс

16.15-16.55
36. 14.01 Гамбит Эванса.

2

37. 16.01 Королевский гамбит.

2

38. 21.01 Королевский гамбит.

2

39. 23.01 Ферзевый гамбит.

2

40. 28.01 Ферзевый гамбит.

2

41. 30.01 Основы миттельшпиля.

2

4.02 Основы миттельшпиля.

2

42.

15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
30

Игра
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.

педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы

№88

позиции.

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

педагогическое
наблюдение
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы

опрос в ходе беседы
решение короткой

6.02 Правила миттельшпиля.

2

44. 11.02 Правила миттельшпиля.

2

45. 13.02 Взлом.

2

46. 18.02 Взлом.

2

47. 20.02 Сквозной удар.

2

48. 25.02 Сквозной удар.

2

49. 27.02 Рентген.

2

50.

4.03 Рентген.

2

51.

6.03 «Бессмертная» партия.

2

43.

Классическое
наследие.
«Вечнозеленая» партия.
Самые общие рекомендации
53. 13.03 о том, как играть в
миттельшпиле.
52. 11.03

2
2

15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55

Лекциядиалог

15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55

Лекциядиалог

15.30-16.10,
16.15-16.55

31

Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог
Лекциядиалог

Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум

Лекциядиалог

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

решение короткой
позиции
решение короткой
позиции
опрос в ходе
беседы
опрос в ходе
беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

опрос в ходе беседы

Каб.
№88

опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции
решение короткой
позиции
опрос в ходе беседы

54. 18.03

Рекомендации о том, как
играть в миттельшпиле.

2

55. 20.03 Основы эндшпиля.

2

56. 25.03 Основы эндшпиля.

2

57. 27.03 Основы эндшпиля.

2

58.

1.04 Игра в эндшпиле.

2

59.

3.04 Пешка против короля.

2

60.

8.04 Пешка против короля.

2

61. 10.04 Правило «квадрата.

2

62. 15.04 Ключевые поля.

2

Использование пешечного
перевеса.

2

64. 22.04 Матование двумя слонами.

2

63. 17.04

65. 24.04

«Хорошие» и «Плохие»
слоны.

2

15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55

32

Лекциядиалог
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Игра
Игра
Мастер-класс
Игра
Мастер-класс
Игра
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Лекциядиалог

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
тестирование
тестирование
решение задач
тестирование
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
педагогическое
наблюдение

66. 29.04 Преимущество двух слонов.

2

67.

6.05 «Линейный» мат.

2

68.

8.05 Мат ферзем.

2

69. 13.05 Мат ладьей.

2

70. 15.05 Достижение мата.

2

71. 20.05

Достижение мата без жертвы
материала.

2

72. 22.05 Повторение.

2

73. 27.05 Повторение.

2

74. 29.05 Итоговое занятие.

2

15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55
15.30-16.10,
16.15-16.55

33

Игра
Лекциядиалог
Игра
Лекциядиалог
Игра
Мастер-класс
Мастер-класс
Мастер-класс
Игра

Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88
Каб.
№88

педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос в ходе беседы
решение короткой
позиции.
педагогическое
наблюдение
опрос в ходе беседы
опрос
решение короткой
позиции
шахматный турнир

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами - 1
штука;
шахматные часы – 15 штук;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 15 штук.
Методические материалы
В процессе обучения используются следующие методы: словесный,
наглядный,
практический,
игровой,
объяснительно-иллюстративный,
деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
личностно-ориентированные;
коммуникативные;
информационно-коммуникационные;
здоровьесберегающие;
игровые.
Необходимым условием организации занятий является психологическая
комфортность
обучающихся,
обеспечивающая
их
эмоциональное
благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка,
индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для
познавательного развития, но и для нормального психофизиологического
состояния.
Алгоритм учебного занятия:
I.
Вводная часть
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе,
к восприятию материала, целеполагание.
В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности
обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача,
проблемное задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на
данном этапе происходит через использование заданий и вопросов,
активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Здесь же
целесообразно применение тренировочных упражнений, заданий, которые
выполняются учащимися самостоятельно. Для того, чтобы переключить
активность обучающихся (умственную, речевую, двигательную), на занятиях
проводятся физкультминутки.

В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В
течение 2-3 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях
занятия. На этом же этапе учащиеся высказывают своё отношение к занятию,
к тому, что им понравилось, а что было трудным.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес
у обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные
миниатюры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих
обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на
доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют
закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи
для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам,
лабиринты на шахматной доске, системы стимулирования и другие.
Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного
изучения, занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для
проверки полученных знаний.
Основой организации работы с детьми по данной программе является
система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание
образовательной
среды,
обеспечивающей
снятие
всех
стрессообразующих факторов учебного процесса;
принцип целостного представления о мире - при введении
нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;
принцип вариативности - у обучающихся формируется
умение осуществлять собственный выбор и им систематически
предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения ориентирован на
приобретение обучающимися собственного опыта творческой
деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения, и
обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного
развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся
устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений
выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное
воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,
учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за
них.
35

Список литературы для педагога
Основная литература:
1.
Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения.
Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.
2.
Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для
младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
3.
Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране –
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.
Дополнительная литература:
1.
Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. 288с.
2.
Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат
для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ";
Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.
3.
Сборник дидактического материала к поурочному планированию
занятий по обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и
младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В.,
Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района
Талнах, 2010. - 57с.
Список литературы для обучающихся
1.
Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess
House, 2015.
2.
Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012.
3.
Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 2014.
4.
Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД,
2013.
5.
Кентлер
А.
Шахматный
букварь-раскраска.М.:
ФСРМПНТС, 2014.
6.
Костенюк А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess
House, 2015.
7.
Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.:
«Литера», 2011.
8.
Костров В.В. какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.:
«Литера», 2011.
9.
Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты –
СПб.: «Литера», 2011.
10. Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых
комбинаций – М.: ФиС, 2010.
36

1.

Список литературы для родителей
Костров В.В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера»,

2011.
2.
Костров В.В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.:
«Литера», 2011.
3.
Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты –
СПб.: «Литера», 2011.
4.
Костьев А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение»,
2013.
5.
Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС,
2013.
6.
Нимцович А. Моя система – М.: ФиС, 2010.
7.
Панов В. Курс дебютов – М.: ФиС, 2016.
8.
Пожарский В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 2016.
9.
Попова М. 30 уроков шахматной тактики / М.Попова,
В.Манаенков. – Тула: 2012.
10. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране
– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.

37

Приложение 1.
Оценочная карта «Формирование элементарных шахматных
представлений»
Педагог __________________________________________________
Группа:___________________________________________________
Фамилия, имя, возраст
обучающегося

Примечание

Показатели развития

1
Знания, представления
Количество
Знание шахматной доски

Оценка показателей
2

н
к
Знание шахматных фигур
н
к
Запоминание 15 предметов н
за 15 секунд (логические к
игры)
Форма
Знание всех ходов фигурами н
к
5 правил невозможности н
сделать рокировку
к
Умение отличать шах от ма- н
та
к
Умение отличать мат от
н
шаха
к
6 правил ничейных позиций н
к
Знание записи шахматных
н
ходов
к
Ориентировка в пространстве
н
38

3

Знание всех шахматных
линий
(диагонали,
вертикали, горизонтали)
Ориентировка во времени
Запоминание
расставленных шахматных
фигур на доске (логические
игры)
Умения, навыки
Количество
Умения применять правила
квадрата
Умения применять понятия
«связка» и применения на
практике
Умения применять понятия
«вилка» и применения на
практике
Умения применять понятия
«двойной
удар»
и
применения на практике
Умения применять понятия
мат и виды мата и
применения на практике

к

н
к

н
к
н
к
н
к
н
к
н
к

Критерии оценки показателей:
1.
Знания, представления: четкие, содержательные, системные
(4б); четкие, краткие (3б); отрывочные, фрагментарные (2б); не
оформлены (1б).
2.
Умения, навыки: выполняет самостоятельно (4б); выполняет
с помощью взрослого (3б); выполняет в общей со взрослым
деятельности (2б); не выполняет (1б).
3.
Характеристики достижений (вносятся в примечание):
познавательная активность, сообразительность, оригинальность
суждений, осознанность, проявления самоконтроля, самооценки; опора
на собственный опыт; творческие проявления, проявления
познавательных чувств, качеств ума: пытливости, гибкости,
критичности, инициативности.

39

Приложение 2.
Викторина по шахматам
Когда отмечается Международный день шахмат? а)
22 июня;
б) 20 июля;
в) 10 ноября;
г) 12 декабря.
Что можно сказать о шахматисте?
а) Ходит сидя;
б) Бежит лёжа;
в) Ползает стоя;
г) Плывёт летая.
Какой из этих спортивных терминов не относится к шахматам? а)
Дебют;
б) Рашпиль (это напильник);
в) Гамбит;
г) Эндшпиль.
Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв
предыдущего чемпиона?
а) Отобрал корону;
б) Свергнул с трона;
в) Вырвал мантию;
г) Выхватил скипетр.
Назовите настоящую «шахматную»
Максимовича Горького. а) Конев;
б) Слонов;
в) Пешков;
г) Королёв.

фамилию

Кто из российских поэтов жил в Шахматово? а)
Лермонтов;
б) Есенин;
в) Блок;

писателя

Алексея

г) Некрасов.
(С 1981 года Государственный историко-литературный и природный
музейзаповедник А. А. Блока.)
Какая «шахматная» английская музыкальная группа была чрезвычайно
популярна в 1972-1991 годах? а) «Пешка»;
б) «Ферзь»;
в) «Королева»;
г) «Ладья».
(«Куин»/Queen – «Королева».)
Из скольких клеток состоит шахматная доска?
а) 32;
б) 64;
в) 81;
г) 100.
Какой шахматной фигуры не существует? а)
Пешка;
б) Король;
в) Конь;
г) Дама.
Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут сделать
рокировку? а) Один;
б) Два;
в) Три;
г) Четыре.
(Так же, как и белые.)
Какая фигура стоит на клетке f1 перед началом шахматной партии? а)
Чёрный король;
б) Чёрная пешка;
в) Белый ферзь;
г) Белый слон.

41

Какая шахматная фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры?
а) Конь;
б) Ферзь;
в) Пешка;
г) Слон.
Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию? а)
Слон;
б) Ладья;
в) Конь;
г) Ферзь.
Какое из этих названий предметов столового прибора является также
шахматным термином?
а) Лопатка;
б) Вилка;
в) Ложка;
г) Нож.
В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка? а)
Ферзь;
б) Король;
в) Конь;
г) Слон.
Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём? а)
Проходная;
б) Пробивная;
в) Пронырливая;
г) Козырная.
Как называется середина шахматной партии? а)
Миттельшпиль;
б) Гамбит;
в) Цугцванг;
в) Мидлтайм.

42

Какой рукой, согласно правилам, игроки должны переключать шахматные
часы?
а) Правой;
б) Левой;
в) Любой;
г) Той, которой сделали ход.
(Чтобы не нажать на часы прежде, чем сделан ход.)
Назовите самую шахматную республику в составе России. а)
Калмыкия;
б) Татария;
в) Карелия;
г) Мордовия.
Какую фразу избрала свои девизом Международная шахматная федерация –
ФИДЕ?
а) «Мы одна семья»;
б) «Весь мир в шахматном порядке»;
в) «Мы все свои в доску»;
г) «Сильнее, хитрее, умнее».
Как называется шахматный гроссмейстер, который борется за звание
чемпиона мира?
а) Экс-чемпион;
б) Претендент;
в) Делегат;
г) Кандидат.
К какому виду программ относятся компьютерные шахматы? а)
Шутеры;
б) Квесты;
в) Стратегии;
г) Симуляторы.
Кто победил первого чемпиона мира по шахматам? а)
Э. Ласкер;
б) А. Алёхин;
43

в) Х.Р. Капабланка;
г) М. Эйве.
Кто был первым российским чемпионом мира по шахматам? а)
Алёхин;
б) Карпов;
в) Крамник;
г) Смыслов.
Кто из этих шахматистов стал чемпионом мира позже других из
перечисленных?
а) Михаил Таль;
б) Василий Смыслов;
в) Борис Спасский;
г) Александр Алёхин.
(Чемпион мира номер десять, 1969 год.)
Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером? а)
Гарри Каспаров;
б) Марат Сафин;
в) Владимир Крамник;
г) Руслан Пономарёв.
Кому Бобби Фишер без боя отдал мировую шахматную корону? а)
Борису Спасскому;
б) Тиграну Петросяну;
в) Василию Смыслову;
г) Анатолию Карпову.

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».