Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса
разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.
Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса, которым предстоит
сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа составлена на
основе Федерального компонента государственного стандарта, рассчитана на
34 часа (1час в неделю).
Элективный курс поможет обучающимся комплексно использовать
знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи,
научит избежать грамматических и речевых ошибок, построить высказывания
с соблюдением норм, составить тексты и сообщения, отредактировать их.
Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены
школьниками в процессе изучения базового курса русского языка.
Цель изучения курса
Данный элективный курс направлен на обеспечение качественной
подготовки обучающихся по предмету на основе обобщения и систематизации
знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению,
имеющих
важнейшее
значение
для
формирования
коммуникативной
личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии
и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и
звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной
задачи в целом,
подготовке
учащихся
к
успешному прохождению
государственной итоговой аттестации.
Задачи изучения курса
Основные образовательные задачи курса:
расширить
знания
по
русскому
языку,
предусматривающие
формирование устойчивого интереса к предмету;
повысить уровень логического мышления обучающихся;
создать условия для формирования языковой компетенции ;
восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;
выработать навык комплексного анализа текста;
совершенствовать навыки работы над изложением.
Развивающие задачи курса:
развивать умение применять алгоритм решения орфографической и
пунктуационной задачи;
способствовать развитию речи обучающихся;
совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем,
справочной литературой);
способствовать
эффективной
подготовке
учащихся
к
итоговой
аттестации по русскому языку.
Воспитательные задачи курса:
формировать ключевые компетенции;
повышать интерес к гуманитарному образованию;
воспитывать грамотного гражданина РФ.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
принципы русской орфографии и пунктуации;
основные
орфографические
и
пунктуационные
правила,
ранее
представлявшие определенную трудность;
алгоритм написания сжатого изложения.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления;
использовать основные словари, справочники, необходимые для
совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
применять теоретические знания по разделам «Орфография» и
«Пунктуация» на практике;
применять алгоритм написания сжатого изложения;
уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и
письменной формах;
владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической,
культуроведческой).
Основные формы организации занятий - семинары и практические
занятия.
Формами
контроля
самостоятельно подготовленные
за
достижениями
учащихся
сообщения, презентации,
служат
письменные
работы и тесты в формате ОГЭ.
Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к
участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют
лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и
навыки по всем разделам.
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и
культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и
выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих
способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватно
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце
действия, так и по ходу его реализации;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной
кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других
людей, в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента
Предметные:
Ученик 8 класса научится:
владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота,
выразительность, уместность, богатство);
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах
общения;
совершенствовать
умение
осуществлять
речевой
самоконтроль,
находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
работать над расширением словарного запаса;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой
практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая
разные виды языковых норм.
Ученик 8 класса получит возможность научиться:
иметь представление:
о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и
чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета;
о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
определять:
основные понятия культуры речи, основные качества речи;
показатели индивидуальной культуры человека;
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с
учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
изобразительные
средства
возможности
лексики
и
словообразования,
фразеологии,
выразительные
грамматические
средства
выразительности речи;
основные нормы литературного языка;
назначение речевого этикета;
значение различных видов словарей в жизни человека.
качества
хорошей
речи
(точность,
выразительность, уместность, богатство).
логичность,
чистота,
Содержание программы
Раздел 1. Введение. (1 час)
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и
критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел 2. Построение сжатого изложения. (5 часов)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Раздел 3. Орфография. (14 часов)
Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание
суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Слитное и
раздельное
написание
НЕ с
разными частями речи.
Правописание
производных предлогов, союзов, частиц.
Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Раздел 4. Пунктуация. (10 часов)
Словосочетание.
Предложение.
Простое
осложнённое
предложение.
Однородные и неоднородные члены предложения. Сложное предложение.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в
сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении, в предложениях с обособленными обстоятельствами и
определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи,
оформлении
цитат.
Тире
и
двоеточие
в
предложениях.
Текстовые
иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме
ОГЭ.
Раздел 5. Тестирование. (4 часа)
Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче
Государственной итоговой аттестации.
Тематическое планирование
№ Наименование
разделов, тем
Ко-во
часов
Теоретическая
часть
Практическая
часть
1
Введение.
1
1
2
Построение сжатого
изложения.
5
4
1
3
Орфография.
14
11
3
4
Пунктуация.
10
8
2
5
Тестирование.
4
Итого
34
4
24
10
Календарно-тематическое планирование спецкурса
34 часа (1 час в неделю)
№
Тема занятия
1
Колво
часов
Форма занятия
1
Вводное занятие
1
Систематизация
знаний
Структура экзаменационной работы по
русскому языку в новой форме и критерии
её оценивания.
2
«Определение, признаки и характеристика
текста как единицы языка. Тема, идея,
проблема текста и способы их
установления и формулирования».
3
Композиция, логическая, грамматическая
структура текста.
1
Систематизация
знаний
4
Понятие о микротеме. Соотношение
микротемы и абзацного строения текста.
Представление об абзаце как о
пунктуационном знаке.
1
Систематизация
знаний
5
Главная и второстепенная информация в
тексте. Ключевые слова и их роль в
определении границ главной информации.
Способы сокращения текста:
грамматические, логические,
синтаксические.
1
Систематизация
знаний
6
Практическая работа № 1 «Написание
сжатого изложения».
1
Контроль знаний
и умений
1
Систематизация
знаний
7
Орфография как система обязательных
норм письменной речи (орфографическая
норма).
8
Строение орфографических правил.
Алгоритмы их применения.
1
Систематизация
знаний
9
Проверяемые и непроверяемые безударные
гласные в корне.
1
Систематизация
знаний
10 Правописание согласных в корне слова. 0,Ё
после шипящих в корне.
1
Систематизация
знаний
11 Чередующиеся гласные.
1
Систематизация
знаний
12 Практическая работа №2. «Орфограммы в
корнях слов».
1
Контроль знаний
и умений
13 Практическая работа № 3. Правописание
приставок. Изменяющиеся и
неизменяющиеся на письме приставки.
Написание приставок, зависящих от
значения.
1
Контроль знаний
и умений
14 Правописание Н, НН в разных частях речи.
1
Систематизация
знаний
15 Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи.
1
Систематизация
знаний
16 Сложные слова. Слитные, раздельные,
дефисные написания.
1
Систематизация
знаний
17 Правописание производных предлогов.
1
Систематизация
знаний
18 Правописание союзов.
1
Систематизация
знаний
19 Правописание частиц.
1
Систематизация
знаний
20 Тестовая работа по разделу «Орфография» .
1
Контроль знаний
и умений
21
1
Систематизация
знаний
22 Знаки препинания в сложном предложении.
Сочинительные и подчинительные союзы.
Сложное предложение: союзное и
бессоюзное.
1
Систематизация
знаний
23 Знаки препинания в ССП.
1
Систематизация
знаний
24 Трудные случаи употребления знаков
препинания в СПП. Практическая работа №
7.
1
Контроль знаний
и умений
25 Знаки препинания при однородных и
неоднородных членах предложения.
1
Систематизация
знаний
26 Трудные случаи употребления знаков
препинания в предложениях с
обособленными обстоятельствами и
определениями.
1
Систематизация
знаний
27 Знаки препинания при обращении и прямой
речи, оформлении цитат.
1
Систематизация
знаний
Пунктуация как система обязательных
норм письменной речи (пунктуационная
норма).
28 Тире в предложении.
1
Систематизация
знаний
29 Двоеточие в предложении.
1
Систематизация
знаний
30 Тестовая работа по разделу «Пунктуация».
1
Контроль знаний
и умений
31
1
Контроль знаний
и умений
32 Пробный тест в формате ОГЭ.
1
Контроль знаний
и умений
33 Работа над ошибками.
1
Контроль знаний
и умений
34 Работа над ошибками.
1
Контроль знаний
и умений
Пробный тест в формате ОГЭ.