электив русский 8 класс 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса
разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.
Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса, которым предстоит
сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ. Программа составлена на
основе Федерального компонента государственного стандарта, рассчитана на
34 часа (1час в неделю).
Элективный курс поможет обучающимся комплексно использовать
знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, овладеть навыками речи,
научит избежать грамматических и речевых ошибок, построить высказывания
с соблюдением норм, составить тексты и сообщения, отредактировать их.
Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены
школьниками в процессе изучения базового курса русского языка.
Цель изучения курса
Данный элективный курс направлен на обеспечение качественной
подготовки обучающихся по предмету на основе обобщения и систематизации
знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению,
имеющих

важнейшее

значение

для

формирования

коммуникативной

личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии
и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и
звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной
задачи в целом,

подготовке

учащихся

к

успешному прохождению

государственной итоговой аттестации.
Задачи изучения курса
Основные образовательные задачи курса:


расширить

знания

по

русскому

языку,

предусматривающие

формирование устойчивого интереса к предмету;


повысить уровень логического мышления обучающихся;



создать условия для формирования языковой компетенции ;



восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики;



выработать навык комплексного анализа текста;



совершенствовать навыки работы над изложением.

Развивающие задачи курса:


развивать умение применять алгоритм решения орфографической и
пунктуационной задачи;



способствовать развитию речи обучающихся;



совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем,
справочной литературой);



способствовать

эффективной

подготовке

учащихся

к

итоговой

аттестации по русскому языку.
Воспитательные задачи курса:


формировать ключевые компетенции;



повышать интерес к гуманитарному образованию;



воспитывать грамотного гражданина РФ.

По окончании курса обучающиеся должны знать:


принципы русской орфографии и пунктуации;



основные

орфографические

и

пунктуационные

правила,

ранее

представлявшие определенную трудность;


алгоритм написания сжатого изложения.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:


использовать основные приемы информационной переработки текста;



оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового
оформления;



использовать основные словари, справочники, необходимые для
совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;



применять теоретические знания по разделам «Орфография» и
«Пунктуация» на практике;



применять алгоритм написания сжатого изложения;



уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;



грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и
письменной формах;



владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической,
культуроведческой).
Основные формы организации занятий - семинары и практические

занятия.

Формами

контроля

самостоятельно подготовленные

за

достижениями

учащихся

сообщения, презентации,

служат

письменные

работы и тесты в формате ОГЭ.
Планируемые результаты
Главным результатом освоения курса является готовность обучающихся к
участию в ОГЭ. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют
лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и
навыки по всем разделам.
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и
культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и
выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих
способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:


целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;



самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале;



планировать пути достижения целей;



уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;



адекватно

самостоятельно

оценивать

правильность

выполнения

действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце
действия, так и по ходу его реализации;
Ученик 8 класса получит возможность научиться:


самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;



строить жизненные планы во временной перспективе;



при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;



осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;



адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;



адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:


учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;



устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;



аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для оппонентов образом;



задавать

вопросы,

необходимые

для

организации

собственной

деятельности и сотрудничества с партнёром;


осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;



работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать

и

способствовать

продуктивной

кооперации;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:


учитывать и координировать отличные от собственной позиции других
людей, в сотрудничестве;



учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;



понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Познавательные универсальные учебные действия
Ученик 8 класса научится:


осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;



создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;



осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;

Ученик 8 класса получит возможность научиться:


основам рефлексивного чтения;



ставить проблему, аргументировать её актуальность;



самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента

Предметные:
Ученик 8 класса научится:


владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота,
выразительность, уместность, богатство);



моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;



расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах
общения;



совершенствовать

умение

осуществлять

речевой

самоконтроль,

находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;


работать над расширением словарного запаса;



применять полученные знания и умения в повседневной речевой
практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая
разные виды языковых норм.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:
иметь представление:


о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и
чувств, самовыражения и развития творческих способностей;



о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета;



о нормах речевого поведения в различных сферах общения.

определять:


основные понятия культуры речи, основные качества речи;



показатели индивидуальной культуры человека;



языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с
учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;



изобразительные
средства

возможности

лексики

и

словообразования,

фразеологии,

выразительные

грамматические

средства

выразительности речи;


основные нормы литературного языка;



назначение речевого этикета;



значение различных видов словарей в жизни человека.



качества

хорошей

речи

(точность,

выразительность, уместность, богатство).

логичность,

чистота,

Содержание программы
Раздел 1. Введение. (1 час)
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и
критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел 2. Построение сжатого изложения. (5 часов)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Раздел 3. Орфография. (14 часов)
Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание
суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Слитное и
раздельное

написание

НЕ с

разными частями речи.

Правописание

производных предлогов, союзов, частиц.
Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Раздел 4. Пунктуация. (10 часов)
Словосочетание.

Предложение.

Простое

осложнённое

предложение.

Однородные и неоднородные члены предложения. Сложное предложение.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в
сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении, в предложениях с обособленными обстоятельствами и
определениями. Знаки препинания при обращении и прямой речи,
оформлении

цитат.

Тире

и

двоеточие

в

предложениях.

Текстовые

иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; тестовые задания в форме
ОГЭ.
Раздел 5. Тестирование. (4 часа)
Систематизация знаний, умений, навыков по русскому языку при сдаче
Государственной итоговой аттестации.

Тематическое планирование
№ Наименование
разделов, тем

Ко-во
часов

Теоретическая
часть

Практическая
часть

1

Введение.

1

1

2

Построение сжатого
изложения.

5

4

1

3

Орфография.

14

11

3

4

Пунктуация.

10

8

2

5

Тестирование.

4

Итого

34

4
24

10

Календарно-тематическое планирование спецкурса
34 часа (1 час в неделю)
№

Тема занятия

1

Колво
часов

Форма занятия

1

Вводное занятие

1

Систематизация
знаний

Структура экзаменационной работы по
русскому языку в новой форме и критерии
её оценивания.
2
«Определение, признаки и характеристика
текста как единицы языка. Тема, идея,
проблема текста и способы их
установления и формулирования».
3

Композиция, логическая, грамматическая
структура текста.

1

Систематизация
знаний

4

Понятие о микротеме. Соотношение
микротемы и абзацного строения текста.
Представление об абзаце как о
пунктуационном знаке.

1

Систематизация
знаний

5

Главная и второстепенная информация в
тексте. Ключевые слова и их роль в
определении границ главной информации.
Способы сокращения текста:
грамматические, логические,
синтаксические.

1

Систематизация
знаний

6

Практическая работа № 1 «Написание
сжатого изложения».

1

Контроль знаний
и умений

1

Систематизация
знаний

7
Орфография как система обязательных
норм письменной речи (орфографическая
норма).
8

Строение орфографических правил.
Алгоритмы их применения.

1

Систематизация
знаний

9

Проверяемые и непроверяемые безударные
гласные в корне.

1

Систематизация
знаний

10 Правописание согласных в корне слова. 0,Ё
после шипящих в корне.

1

Систематизация
знаний

11 Чередующиеся гласные.

1

Систематизация
знаний

12 Практическая работа №2. «Орфограммы в
корнях слов».

1

Контроль знаний
и умений

13 Практическая работа № 3. Правописание
приставок. Изменяющиеся и
неизменяющиеся на письме приставки.
Написание приставок, зависящих от
значения.

1

Контроль знаний
и умений

14 Правописание Н, НН в разных частях речи.

1

Систематизация
знаний

15 Слитное и раздельное написание НЕ с
разными частями речи.

1

Систематизация
знаний

16 Сложные слова. Слитные, раздельные,
дефисные написания.

1

Систематизация
знаний

17 Правописание производных предлогов.

1

Систематизация
знаний

18 Правописание союзов.

1

Систематизация
знаний

19 Правописание частиц.

1

Систематизация
знаний

20 Тестовая работа по разделу «Орфография» .

1

Контроль знаний
и умений

21

1

Систематизация
знаний

22 Знаки препинания в сложном предложении.
Сочинительные и подчинительные союзы.
Сложное предложение: союзное и
бессоюзное.

1

Систематизация
знаний

23 Знаки препинания в ССП.

1

Систематизация
знаний

24 Трудные случаи употребления знаков
препинания в СПП. Практическая работа №
7.

1

Контроль знаний
и умений

25 Знаки препинания при однородных и
неоднородных членах предложения.

1

Систематизация
знаний

26 Трудные случаи употребления знаков
препинания в предложениях с
обособленными обстоятельствами и
определениями.

1

Систематизация
знаний

27 Знаки препинания при обращении и прямой
речи, оформлении цитат.

1

Систематизация
знаний

Пунктуация как система обязательных
норм письменной речи (пунктуационная
норма).

28 Тире в предложении.

1

Систематизация
знаний

29 Двоеточие в предложении.

1

Систематизация
знаний

30 Тестовая работа по разделу «Пунктуация».

1

Контроль знаний
и умений

31

1

Контроль знаний
и умений

32 Пробный тест в формате ОГЭ.

1

Контроль знаний
и умений

33 Работа над ошибками.

1

Контроль знаний
и умений

34 Работа над ошибками.

1

Контроль знаний
и умений

Пробный тест в формате ОГЭ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».