1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с
действующей в сфере образования с нормативно – правовой базой:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов
Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №
1060, от 29.12.2014 № 1643; от 18.05.2015 № 507; от 31.12.2015 № 1576);
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
г.Астрахани «СОШ № 6».
Программа разработана в соответствии с программой И.Г. Сухина "Шахматы
– школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2021г.)
Программа внеурочной деятельности «Шахматы» определяет содержание и
организацию внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.
Актуальность. В условиях реализации новых государственных стандартов на
первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания
способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой
регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности:
способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого
принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с
поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы
стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные
функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных
и метапредметных результатов.
Цель программы:
Воспитание и социализация духовно-нравственной личности формированием
личностных качеств посредством создания условий для проявления и развития
ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и культурных традиций
2
Задачи:
совершенствование у детей многих психических процессов и таких
качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и
практической деятельности;
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и
коллективной деятельности;
умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации
Место курса:
программа рассчитана на один год обучения. На реализацию курса отводится 2
часа в неделю ( группа продленного дня – 60 часов в год),
3
2.Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Предметные результаты:
К концу учебного года обучающиеся научатся:
Будут знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
Уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
К концу учебного года обучающиеся получат возможность научиться:
решать элементарные задачи на мат в один ход.
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации;
Обучающиеся получат возможность научиться:
Грамотно располагать шахматные фигуры; находить несложные тактические
удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
Личностные универсальные учебные действия.
У учащихся будут сформированы:
самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и
самоконтроля,
- уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они
проживают часть своей жизни,
- уважительное отношение к иному мнению,
- положительное отношение к школе,
- навыки взаимодействовиясо взрослыми и сверстниками через участие в
совместной деятельности.
В результате освоения программы учащиеся получат возможность:
- овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,
- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах,
4
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и
поступков окружающих людей,
- развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
- научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,
- сформировать элементарные основы спортивной культуры.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу,
в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры
действий в новом учебном материале,
переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой
деятельности в учебную.
В результате освоения программы учащиеся получат возможность научиться:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации,
- оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи,
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и
родителей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В результате освоения программы учащиеся научатся:
- первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности,
выполнять работу, осуществлять контроль деятельности, задавать вопросы,
- учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей
различных точек зрения.
В результате освоения программы учащиеся получат возможность научиться:
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,
владеть диалогической формой общения, формулировать собственное мнение и
позицию,
- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные универсальные учебные действия
В результате освоения программы учащиеся научатся:
- слушать и понимать речь других людей,
- работать по предложенному учителем плану,
- выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя,
включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
В результате освоения программы учащиеся получат возможность научиться:
- строить сообщения в устной и письменной форме,
устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге
явлений, обобщат
3. Содержание программы
Общая характеристика курса
5
Обучение игре в шахматы во внеурочной деятельности выстроено на основе
программы факультативного курса «Шахматы – школе» автора И.Г. Сухина,
имеющей гриф «Рекомендовано Министерства образования российской Федерации».
Программой обучения предусматривается 60 шахматных занятия (два
занятия в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий
прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой
отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и
слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе
предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать
сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру,
сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
(60 часов; 2 часа в неделю)
Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные
и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие
и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские
пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее
правила.
Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную парт
Приложение к рабочей программе
Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности
«Шахматы»
6
Учитель: Досмухамбетов У.Д.
№
урока
Тема занятия
Дата
проведения
Корректировка
1. Шахматная доска
1-2.
Знакомство с шахматной доской
2. Шахматные фигуры.
3-4.
Знакомство с шахматными фигурами
5-6
Знакомство с шахматными фигурами
7-8.
3. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение
9-10.
4. Ходы и взятие фигур.
Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.
11-12.
13-14.
15-16.
17-18.
19-20.
21-22.
23-24.
25-26.
27-28.
29-30.
31-32.
33-34.
35-36.
37-38.
39-40.
41-42
43-44.
45-46.
47-48.
49-50.
51-52.
53-54.
55-56.
57-58.
59-60.
Ладья в игре.
Знакомство с шахматной фигурой. Слон.
Слон в игре.
Ладья против слона.
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.
Ферзь в игре.
Ферзь против ладьи и слона.
Знакомство с шахматной фигурой. Конь.
Конь в игре.
Конь против ферзя, ладьи слона.
Знакомство с пешкой.
Пешка в игре.
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Знакомство с шахматной фигурой. Король.
Король против других фигур.
5. Цель шахматной партии.
Шах.
Мат.
Ставим мат.
Ставим мат.
Ничья, пат.
Рокировка.
Рокировка.
6. Игра всеми фигурами из начального
положения.
Шахматная партия.
Шахматная партия.
Повторение программного материала.
7
8
Учебно – методическое обеспечение
Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др.— М.: Педагогика, 1991.
Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.
Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.
Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.
Интерактивная обучающая программа «Шахматная школа для 2 – 4 разрядов». 2002.
Мультимедийная образовательная программа «Динозавры учат шахматам».
Шахматы и шахматные доски
9