Рабочая программа астрономия 11 класс

I.





















Планируемые результаты освоения учебного предмета
(предметные, метапредметные, личностные)
Предметные результаты:

Понимать смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая
звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид,
метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,
Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета),
спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв,
черная дыра;
Понимать смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица,
звездная величина;
Понимать смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического
пространства; гипотезы происхождения Солнечной системы; основные
характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики,
положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования
методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных
излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения
астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального
анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и
лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения
приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физикохимических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость",
физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и
происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта
Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных
размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая
Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие
звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и
звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в
основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания
информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных
статьях.

Личностные результаты:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а
также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на
основе устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;











формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять
уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем
науки.

Метапредметные результаты:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее
эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый
материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими
приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента,
прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать; готовить сообщения и
презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других
источников.

II.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тематическое планирование

Наименование темы (раздел)
Кол-во часов КР
Введение
1
Астрометрия
5
1
Небесная механика
3
Строение Солнечной системы
7
1
Астрофизика и звездная астрономия
7
1
Млечный путь
4
Галактика
4
Строение и эволюция Вселенной
2
1
Современные проблемы астрономии
1
Итого
34
4

III.

Содержание курса

Введение в астрономию (1 ч)
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения. Какие тела заполняют
Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические
условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные
оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма излучение Вселенной. Что
увидели гравитационноволновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия (5 ч)
Звёздное небо и видимое движение небесных светил. Какие звёзды входят в созвездия
Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное
движение. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как
строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему
небесных координат. Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение
планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия.
Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение Луны и затмения. Фазы Луны
и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунные затмения. Почему
происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений. Время и календарь.
Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и
солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский
календари.
Небесная механика (3 ч)
Гелиоцентрическая система мира. Представляли о строении Солнечной системы в
античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство
вращение Земли вокруг Солнца. Параллакс звезд и определение расстояние до них,
парсек. Законы Кеплера движения планет. Открытие И.Кеплером законов движения
планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера.
Определение масс небесных тел. Космические скорости. Расчёты первой и второй
космической скорости и их физически смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по
круговой орбите. Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к
планете. Время полёта к планете и даты стартов. Луна и её влияние на Землю. Лунный
рельеф и его природа, Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны
от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение
равноденствий.
Строение солнечной системы (7 ч)
Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты
земной группы и планеты гиганты их принципиальные отличия. Облако комет Оорта и
пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы. Планета Земля. Форма и размеры Земли.
Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.
Планеты земной группы. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с
Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу
Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.
Вулканической деятельности на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет
гигантов. Планеты карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы. Природа и
движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков.
Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и
метеоритов. Метеоры и метеориты. Природа «падающих звёзд», метеорные потоки и их
радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и
железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Астрофизика и звездная астрономия (7 ч)
Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов
рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.

Солнце. Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и
химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её
влияние на Землю и биосферу. Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт
температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции
синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная
зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца. Основные
характеристики звёзд. Определение основные характеристик звёзд массы, светимости,
температуры и химического состава. Спектральная классификация звезд и её
физические основы. Диаграмма спектральный класс– светимость звёзд, связь между
массой и светимостью звезд. Внутреннее строение звёзд. Строение звёзды главной
последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов. Белые карлики,
нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Строение звёзд белых карликов и предел на
их массу – предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и
их параметры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных
звёзд, Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие
переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и
периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды – маяки во Вселенной , по которым определят
расстояния до далёких скоплений и галактик. Новые и сверхновые звёзды.
Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными
системами, содержащих звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на
поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики
вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой
Чандрасекара в составе тесной двойной звезды – вспышка сверхновой первого типа.
Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции – взрыв сверхновой второго типа.
Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция звёзд: рождение жизнь и
смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной
последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания
водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв
с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение
возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Млечный путь (3 ч)
Газ и пыль в Галактике. Как образуются отражательные туманности почему светятся
диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в
Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства
рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений.
Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд,
скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и
космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и
обнаружение в нём сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной
чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики. Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла.
Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в
спектрах галактик и определение расстояния до них. Закон Хаббла. Вращение галактик и
тёмная материя в них. Активные галактики и квазары. Природа активности галактик,
радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь
с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них. Скопления галактик. Наблюдаемые
свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса
межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях
галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения
галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии. Закон
Всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной.
Фотометрический парадокс и противоречия классических представлений о строении
Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности
для построения модели Вселенной. Связь между геометрическими свойствами
пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся
Вселенная. Связь средней плотность материи с законом расширения и геометрическими
свойствами Вселенной. Евклидова и Неевклидова геометрия Вселенной. Определение
радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения.
Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и
необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость
не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах
эволюции Вселенной. Реликтовое излучение – излучение которое осталось во Вселенной
от горячего и сверх плотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной.
Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей
теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I
типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие
силы Всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её
расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. Обнаружение планет возле других
звёзд. Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд,
возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка
условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для
жизни на них. Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о
возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества
высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов
внеземным цивилизациям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».